Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин | |
---|---|
Дата рождения | 24 октября (5 ноября) 1878[1] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 15 февраля 1939(1939-02-15)[2][1][…](60 лет) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Жанр | портрет, натюрморт, графика |
Учёба |
|
Звания | |
Работы на Викискладе |
Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя — 15 февраля 1939, Ленинград, СССР) — русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930)[5].
Содержание
1 Биография
2 Творчество
2.1 Характер творчества
2.2 Эротизм в творчестве
3 Работы находятся в собраниях
4 Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
5 Ученики
6 Живописные работы
7 Сочинения
8 См. также
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки
Биография |
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника[5].
Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище.
Проработав лето в судоремонтных мастерских, по осени Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова. Здесь он получил азы живописного искусства. Однако в 1895 году Буров скончался и образование осталось незаконченным. Позднее Петров-Водкин так вспоминал: «До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний».
Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер. Он прибыл на Волгу по просьбе своей старой знакомой — помещицы Ю. И. Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для неё очередной особняк. Мать Петрова-Водкина Анна Пантелеевна работала горничной у сестры Казарьиной и показала архитектору рисунки своего талантливого сына. Мельцер был поражён его живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Хвалынские купцы, в том числе и Казарьина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».
Свою работу художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике «Дультон» (англ. «Royal Doulton»)[6].
В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году он работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой[7]. Окончил МУЖВЗ в 1905 году[8].
С 1905 по 1908 год он занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).
В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».
Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919—1924)[9].
В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства».
В Советском Союзе Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935, Ленинградский театр драмы им. Пушкина)[10]. Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА.
В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде[5]. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Творчество |
Характер творчества |
В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, что оказало влияние на разработку им сферической перспективы. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты[11][12].
Эротизм в творчестве |
Некоторые работы Петрова-Водкина были восприняты как содержащие эротизм[13].
Одна из его наиболее известных ранних работ «Сон» (1910) изображает двух обнажённых женщин, которые пристально смотрят на спящего обнажённого мужчину. Картина вызвала дискуссию среди художников и резкую критику в прессе. Она стала предметом спора между двумя знаменитыми художниками: главным защитником картины выступил Александр Бенуа, а самым резким критиком — Илья Репин[14].
Среди картин Петрова-Водкина немало изображений обнажённой натуры.
Работы находятся в собраниях |
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Коллекция Дома-музея Максимилиана Волошина, Коктебель.
Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева[15]
Одесский художественный музей.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде |
- 1909 год — доходный дом И. Б. Лидваль — Каменноостровский проспект, 1;
- 1915—1924 — 18-я линия, 9, кв. 22;
- конец 1927 — 02.1936 года — лицей — Детское Село, Комсомольская улица, 2;
- 02.1936 — 15.02.1939 года — дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества работников искусств — Кировский проспект, 14, кв. 20.
Ученики |
Аб, Павел Ефимович (1902—1974)
Асламазян, Мариам Аршаковна (1907—2006)
Белаковская, Виктория Марковна (1901—1965)
Горб, Владимир Александрович (1903—1988)
Деблер, Александр Адольфович (1908—1981)
Дмитриев, Владимир Владимирович (1900—1948)
Дормидонтов, Николай Иванович (1898—1962)
Захарьян, Рубен Агасьевич (1901—1993)
Зернов, Алексей Иванович (1891—1942)[16]
Калмыков, Сергей Иванович (1891—1967)
Купреянов, Николай Николаевич (1894—1933)
Лизак, Израиль Львович (1905—1974)
Малагис, Владимир Ильич (1902—1974)
Орешников, Виктор Михайлович (1904—1987)
Пестинский, Борис Владимирович (1901—1943)
Порет, Алиса Ивановна (1902—1984)
Приселков, Сергей Васильевич (1892—1959)
Прошкин, Анатолий Николаевич (1907—1986)
Прошкин, Виктор Николаевич (1906—1983)
Самохвалов, Александр Николаевич (1894—1971)
Фролова-Багреева, Лидия Фёдоровна (1907—1997)
Чупятов, Леонид Терентьевич (1890—1941)
Шмидт, Александр Владимирович (1911—1987)
Якобсон, Александра Николаевна (1903—1966)[17]
Живописные работы |
«Театр. Фарс», 1907
«Театр. Драма», 1907
«Купание красного коня», 1912, ГТГ
Христос-Сеятель. Эскиз к мозаике в мавзолее Эрлангеров, 1914
«Богоматерь Умиление злых сердец» (1914—1915), ГРМ
«Жаждущий воин», 1915, ГРМ
«Утро. Купальщицы», 1917
«Утренний натюрморт», 1918, ГРМ
«1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ
«Портрет Анны Ахматовой», 1922, ГРМ
«В детской», 1925
«Материнство», 1925
«Рабочий», 1926, ГРМ
«Смерть комиссара», 1928
«Весна в деревне», 1929
«Черёмуха в стакане», 1932, ГРМ
«Портрет В. И. Ленина», 1934
«Дочь рыбака», 1936
«Девочка с куклой (Портрет Татули)», 1937
«Новоселье» («Рабочий Петроград»), 1937
- «Берег», 1908, ГРМ;
- «Купание красного коня», 1912, ГТГ;
- «Автопортрет», 1918;
- «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ;
- «После боя», 1923, Центральный музей Советской Армии, Москва;
- портрет А. А. Ахматовой, 1922;
- «Девушка в сарафане», 1928;
- «Мать», 1915
«Новоселье» («Рабочий Петроград»), 1937- «Девочка с куклой (Портрет Татули)», 1937[18]
- «Скрипка». 1916. В собрании Одесского художественного музея.
- ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ВЫСТАВКЕ К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН. К 140-летию со дня рождения (Русский музей, 2018)
- К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН. Онлайн-галерея живописных и графических произведений из коллекции Русского музея (130 произведений)
Сочинения |
- Поездка в Африку // «На рассвете», вып. 1, Казань, 1910. (путевые очерки)
Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле, 1914. (фантастическая повесть для детей)- Самаркандия, 1923 (переиздана — Л., 1970).
- «Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930; 2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932)
См. также |
- Изобразительное искусство Ленинграда
Примечания |
↑ 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
↑ Петров-Водкин Кузьма Сергеевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>
↑ Kuzma Sergeevich Petrov-Vodkin<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P650"></a>
↑ 12 Петров-Водкин Кузьма Сергеевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>
↑ 123 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 19. Отоми — Пластырь. — М., 1975. — 648 стр., илл.; 29 л. илл. и карт.
↑ А. И. Роденков. Майоликовый образ по эскизу К. С. Петрова-Водкина на фасаде церкви Ортопедического института в Санкт-Петербурге. Группа компаний «Паллада». Проверено 21 июня 2018.
↑ Биографии художников. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
↑ Учился в частной художественной школе А. Ажбе.
↑ Энциклопедия Санкт-Петербурга
↑ Театральная энциклопедия. / Гл. ред. П. А. Марков. — Т. 4. Нежин — Сярев. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
↑ Петров-Водкин // Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В. М. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
↑ Петров-Водкин // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
↑ Кривцун О. А. Психологические корни эротического искусства // Психологический Журнал, Т. 13, № 1, 1992. C. 95-106.
↑ И. С. Кон. Мужское тело в русском искусстве. Серебряный век // Мужское тело в истории культуры. — М.: Слово, 2003. — С. 538—542. — ISBN 5-85050-704-3.
↑ Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Русская и советская живопись. Каталог. Вып. 1. — М.: Советский художник, 1956.
↑ Зернов, Алексей Иванович (13 марта 1891, деревня Тушитово, Тверская губерния — январь 1942, Ленинград). См. А. И. Зернов. Каталог выставки. Живопись, рисунки, акварели. СПб: 1992. С. 1-4. ; см. также В. В. Милютина и о ней. М.: Прометей, 1991, С. 58, 62
↑ Якобсон Александра Николаевна ( 20 мая 1903 — 17 сентября 1966).
↑
Гусев В., Петрова Е. Русский музей. От иконы до современности. — 2-е издание. — СПб.: Palace Editions, 2009. — С. 280. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-320-4.
Литература |
- Адаскина Н. Л. К. С. Петров-Водкин. Жизнь и творчество. — М. : БуксМАрт, 2014. — 360 с. — ISBN 978-5-906190-20-8.
- Адаскина Н. Л. Петров-Водкин. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 40 с. — (Мастера советского искусства в собрании Государственной Третьяковской галереи).
Грибоносова-Гребнева Е. В. Творчество К. С. Петрова-Водкина и западноевропейские «реализмы» 1920—1930-х. М.: Галарт, 2010. — 200 с. — ISBN 978-5-269-01085-4
Грибоносова-Гребнева Е. В. Образ высоты в творчестве К. С. Петрова-Водкина // Искусствознание. — 2012. — № 3—4. — С. 430—453.
Даниэль С. М. Кузьма Петров-Водкин: жизнь и творчество, суждения об искусстве, современники о художнике. — СПб.: Аврора, 2011 (Серия: Искусство России. Золотой запас). — 124, [3] с.: ил., портр., цв. ил. — ISBN 978-5-7300-0906-6
Епишин А. С. Работницы, колхозницы, комсомолки… Несколько слов по поводу послереволюционного творчества К. С. Петрова-Водкина // Московский журнал, № 2(254), 2012.
Епишин А. С. Миф, проект и результат. Ранняя советская живопись 2-й половины 1920-х — начала 1930-х годов. — М.: Грифон, 2012. — ISBN 978-5-98862-083-9
Иванов С. В.. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб.: НП-Принт, 2007. — 450 c. — ISBN 5-901724-21-6 ; ISBN 978-5-901724-21-7
Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л.: Художник РСФСР, 1976. — C. 26, 46.
Ипполитов А. Избранник Аполлона
- Кантор М. К. Свидетель истории. Художник Петров-Водкин. — Журнал «Story». — 2014. — № 9 (73). — С. 83. — 74—88 с. — (История живописи).
Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. — М.: Советский художник, 1966.- К. С. Петров-Водкин. Вступительная статья: И. В. Гинзбург, П. Е. Корнилов. Биография, каталог выставки — ЛССХ, Ленинград, 1947.
- К. С. Петров-Водкин. Альбом. Вступительная статья Л. Мочалова. — Л.: Аврора, 1971.
- К. С. Петров-Водкин. 1878—1939. Каталог выставки. — М.-Л.: Советский художник, 1966.
Лазарев С. Е. Образ Степана Разина в изобразительном искусстве // Преподавание истории в школе. 2016. № 8. С. 29-34.
Ссылки |
- ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ВЫСТАВКЕ К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН. К 140-летию со дня рождения (Русский музей, 2018)
- К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН. Онлайн-галерея живописных и графических произведений из коллекции Русского музея (130 произведений)
- Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич: биография, 216 картин
- Константин Сомов. Воспоминания о Кузьме Петрове-Водкине
- Биография и 48 картин Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
- «Школа Кузьмы Петрова-Водкина» в «Галеев-галереи» / Радио «Благо»
Кузьма Петров-Водкин на сайте Проекта1917