Храм народов
«Храм народов» (англ. Peoples Temple, распространённый ошибочный перевод — «Народный храм») — новое религиозное движение[1][2] или религиозная тоталитарная секта[3], основанная Джимом Джонсом в 1955 году в Индианаполисе. Свою известность получила из-за гибели более 900 членов организации в Джонстауне, в Гайане 18 ноября 1978 года. С 1979 года признана в США деструктивным культом и официально запрещена.
Содержание
1 Становление (1955-65)
2 Расцвет (1965-74)
3 Джонстаун (1974-78)
4 Отношения с СССР
5 Последствия
6 Художественные отражения
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Становление (1955-65) |
Основатель «Храма народов», Джим Уоррен Джонс, родился в 1931 году в городе Крит в штате Индиана. Он с детства начал интересоваться религией, будучи подростком, проповедовал на улицах. В 24 года основал религиозную группу «Церковь Слова Христова» (англ. Disciples of Christ), которую через год переименовал в «Храм народов»[4]. Новое движение проповедовало достижение «апостольского социализма»[5][6]. Одной из основных отличительных особенностей его группы был её этнический состав. В её составе были представители самых разнообразных народов, в отличие от большинства религиозных групп Индианы того времени, где белые и чернокожие принадлежали к разным приходам. Этот факт был одной из причин недоброжелательного отношения людей к организации. Многие жители Индианы видели в «Храме народов» и деятельности организации ересь, и Джим Джонс, в силу этих причин, был вынужден переехать и обосноваться в Сан-Франциско.
После того, как Джим Джонс со своими последователями подверглись сильной критике, «Храм народов» в 1965 году перебрался в Редвуд Велли в Калифорнии[7]. В это время группа насчитывала около 80 человек. В основном это были представители национальных и расовых меньшинств, бедняки, наркоманы, проститутки, бездомные. Многих привлекали в организацию социальные программы «Храма народов», такие как бесплатная столовая для бедняков, детский сад, программа заботы о пожилых людях, бесплатное медицинское обслуживание, юридическая помощь в получении пособий.
Расцвет (1965-74) |
В начале 1970-х годов «Храм народов» открыл свои филиалы и в других городах штата, включая Лос-Анджелес и Сан-Франциско. В середине 1970-х годов штаб-квартира секты переместилась в Сан-Франциско. После переезда она стала более политически активной. Поддержав на выборах мэра Сан-Франциско Джорджа Москоне, основатель секты получил высокий пост в городском муниципалитете. В отличие от других руководителей новых религиозных движений, Джим Джонс был вхож к высшим политическим и общественным деятелям страны — он несколько раз встречался с вице-президентом Уолтером Мондейлом и первой леди США Розалин Картер[8]. Например, на званом обеде в сентябре 1976 года в честь Джима Джонса присутствовали губернатор штата Джерри Браун и другие известные политики[9].
В продолжение первой половины 1970-х годов «Храм народов» развился настолько, что имел в своем распоряжении девять домов престарелых, шесть общеобразовательных учреждений для детей; ежемесячник организации имел тираж 30 тысяч экземпляров. Кроме того, организация вела образовательную работу в молодёжном колледже Санта-Роса (англ. Santa Rosa Junior College).
С ростом числа членов организации возникло множество проблем, связанных с родственниками людей, решивших связать свою жизнь с «Храмом народов». Против организации стали выдвигаться судебные иски, обвиняющие «Храм народов» в зомбировании людей. В прессе появились публикации, называющие организацию «деструктивным культом», рассказывающие о насильном удержании её членов в рядах организации, о том, что Джонс подавляет волю людей, обманом вымогает у них денежные средства; о том, что в организации распространена жестокая практика наказаний за провинности. Родственники членов «Храма народов» старались добиться от федерального правительства тщательного расследования деятельности Джонса. В связи с этим Джим Джонс принял решение покинуть Соединённые Штаты.
Джонстаун (1974-78) |
В 1974 году в джунглях Гайаны, на взятом в аренду участке земли площадью 3852 акра (15,59 квадратных километра), несколько членов «Храма народов» основали поселение, названное в дальнейшем Джонстаун, по имени главы движения. В 1977 году Джим Джонс вместе со своими последователями (всего более 900 человек) переехали в это поселение. В Джонстауне члены «Храма народов» занимались очисткой и облагораживанием территории, выращиванием сельскохозяйственных культур. В посёлке были построены: лесопилка, клуб, детский сад, ясли. Жители посёлка достаточно много работали (по 11 часов в сутки), по вечерам они устраивали собрания или обучались.
По поводу реальной жизни рядовых членов движения в посёлке существуют противоречивые мнения. За время существования посёлка его посетило множество людей, и оставило преимущественно положительные отзывы о быте обитателей Джонстауна. На магнитофонных записях ежевечерних собраний, которые делал Джонс, слышны шутки, смех, что эти отзывы подтверждало. Однако некоторые из бывших поселенцев заявляли о многочисленных нарушениях прав человека в Джонстауне, пытках, суровых телесных наказаниях за провинности, наркотической зависимости Джонса и его окружения.
Посёлок получил всемирную известность после того, как 18 ноября 1978 года здесь погибло 918[10] человек, включая американского конгрессмена. По крайней мере 909 членов коммуны (среди которых свыше 200 детей), по версии официального расследования, совершили т.н. «революционное самоубийство». Массовое отравление цианидом произошло после того, как в аэропорту городка Порт Каитума произошло нападение на группу членов коммуны, решивших выехать в США, и их родственников, и было убито пять человек, включая конгрессмена США Лео Райана. Двое сектантов покончили жизнь самоубийством находясь в другом городе Гайаны — Джорджтауне, предварительно зарезав двух своих детей.
По другой версии, получившей поддержку в СССР[11], члены коммуны погибли в результате спецоперации, последовавшей за убийством конгрессмена. Основанием для таких утверждений послужила противоречивая информация с места трагедии, трехдневная задержка с началом расследования смертей, в ходе которого, вопреки американским законам, даже не было осуществлено вскрытие тел всех жертв трагедии. Выборочное обследование части тел, проведенное главным патологоанатомом Гайаны доктором С. Л. Муту, дали ему основания для категорического утверждения, что большинство погибших (не менее 700) были убиты. Об этом же на пресс-конференции в г. Модесто 13 марта 1979 заявил объявивший себя тайным осведомителем ЦРУ член "Храма народов" М. Прокс. В тот же вечер М.Прокс застрелился.
Отношения с СССР |
Джонс и его единомышленники неоднократно высказывали свои симпатии Советскому Союзу. В интервью, данном корреспонденту ТАСС, побывавшему в посёлке, Джонс заявил, что он выбрал для поселения Гайану, потому, что это страна социалистической ориентации. В декабре 1977 года члены коммуны Дебора Тушет, Шэрон Амос и Майкл Прокс имели беседу с консулом посольства СССР в Гайане Фёдором Тимофеевым в Джонстауне. Гости передали ряд документов коммуны, спустя неделю жена Джонса — Марселина рассказала историю создания организации и то, что несмотря на их переезд из США, коммуну продолжают преследовать[11][12]. В коммуне стали распространяться слухи о скором переезде общины в СССР. 17 марта 1978 года коммуна направила Тимофееву письмо, с прошением о переносе денежных средств[13]. 19 марта было послано ещё одно письмо с ещё более настоятельной просьбой[14]. 20 марта делегация из Джонстауна посетила посольство СССР и дала знать о своем намерении просить у СССР политического убежища, а также о желании разместить в Госбанке СССР значительные денежные средства организации, принять советское гражданство и переехать в Союз[15]. Это заявление озадачило дипломатов, и они немедленно занялись обсуждением данного вопроса с Москвой, которая рекомендовала, для начала, отправить в Советский Союз делегацию от «Храма народов». 18 сентября 1978 года пришло ещё одно письмо[14]. 27 сентября Фёдор Тимофеев и врач посольства Н. Федоровский приехали в Джонстаун, чтобы сообщить о решении, принятом в Москве, после чего все члены коммуны окончательно поверили в скорый переезд. Для решения практических вопросов переселения был намечен визит Джонса в СССР в конце ноября — начале декабря 1978 года[15]. 25 октября 1978 года от коммуны пришло письмо с поздравлениями в честь 61-й годовщины Октябрьской революции[16]. Однако развивать дальнейшие отношения с Советским Союзом помешала трагедия.
Последствия |
После трагедии посёлок Джонстаун на долгое время превратился в город-призрак, в середине 1980-х годов был практически полностью разрушен в результате пожара. Земля, на которой находятся руины поселения, никем не используется из-за своей мрачной славы.
В 1989 году здание в Сан-Франциско, где располагалась штаб-квартира «Храма народов», было значительно повреждено в результате землетрясения. Так как владелец не пожелал восстанавливать здание, оно было разрушено. В конце 1990-х годов Почтовая служба США открыла на этом месте почтовое отделение. В здании организации в Индианаполисе теперь располагается театр «Феникс» (англ. Phoenix Theatre)
В начале 1979 года «Храм народов» был официально запрещён в США как деструктивный культ. Происшествие в Джонстауне на долгое время снизило репутацию различных культов и новых религиозных течений в США. Конгрессмен Лео Райан был посмертно награждён Золотой медалью Конгресса в 1983 году.
Владельцы здания бывшего похоронного бюро в американском городе Довер 8 августа 2014 года обнаружили в нём 38 контейнеров с кремированными останками девяти жертв массового ритуального самоубийства. Установить связь погибших с событиями в Джонстауне помогли найденные в здании свидетельства о смерти. После опознания тела были доставлены в крупнейший в США морг расположенный на военной базе в Довере[17].
Художественные отражения |
- «Три дня в Джонстауне» — фильм (2007)
- «Jonestown Slumber Party» — песня шведской прогрессив-метал-группы Loch Vostok со второго альбома, «Destruction Time Again».
- «Outlast 2» — видеоигра, сюжет которой основан на трагедии в Джонстауне (2017).
- «Секунды до катастрофы» — серия «Джонстаунская секта самоубийц» (2012).
- «Guyana (Cult of the Damned)» - песня американской хеви-метал-группы Manowar с альбома «Sign of the Hammer» 1984 года.
- Американская история ужасов (American Horror story), 7 сезон, серия 9 "Пей Кул-Эйд" ("Drink the Kool-Aid") (2017)
- «Koolaid» — песня немецкой хеви-метал группы Accept с альбома «The Rise of Chaos» 2017 года.
- "Far Cry 5" — видеоигра, сюжет и синопсис которой имеет множество параллелей с историей "Храма Народов".
- “Church in the darkness” — видеоигра, главный антагонист в которой — секта в Южной Америке с социалистическими укладами.
The People's Temple — песня английской метал-группы Jonestown с анонсированного альбома «DYATLOV» (2018)
Примечания |
↑ Barker, Eileen New Religious Movements: A Practical Introduction. Bernan Press, 1990. ISBN 0-11-340927-3. — pp. 10—20
↑ Астахова А. С. Глава третья «Функционирование новых религиозных движений» // Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Казань, 2011.
↑ Олейник, 2009, с. 143.
↑ Reiterman T., Jacobs J. Raven: The Untold Story of the Rev. Jim Jones and His People. — Dutton, 1982. — С. 49—52. — ISBN 978-0-525-24136-2.
↑ Dawson L. L. Cults and new religious movements: a reader. — Wiley-Blackwell, 2003. — ISBN 1-4051-0181-4.
↑ Mass Suicide at Jonestown: 30 Years Later (англ.). Time (2008). Проверено 27 августа 2012. Архивировано 29 октября 2012 года.
↑ Wessinger C. How the Millennium Comes Violently: From Jonestown to Heaven's Gate. — 2000. — P. 31—34. — ISBN 978-1-889119-24-3.
↑ Reiterman, 1982, p. 302—304.
↑ Layton D. Seductive Poison.. — Anchor, 1999. — P. 105. — ISBN 0-385-48984-6.
↑ Who Died?. Архивировано 29 ноября 2012 года.
↑ 12 Алинин, С.Ф.; Антонов, Б.Г.; Ицков, А.Н. Гибель Джонстауна — преступление ЦРУ. — М.: Юридическая литература, 1987. — 224 с.
↑ Гибель Джонстауна — преступление ЦРУ
↑ Обращение к послу СССР | Новосибирский КОМСОМОЛ
↑ 12 Повторные обращения к послу | Новосибирский КОМСОМОЛ
↑ 12 Трагедии Коммуны Джонстауна 35 лет | Леворадикал
↑ Письма из Джонстауна | Новосибирский КОМСОМОЛ
↑ В США нашли прах жертв ритуального самоубийства в Гайане // Русская служба Би-би-си. — 08.08.2014. Архивировано 8 августа 2014 года.
Литература |
- на русском языке
- Алинин С. Ф., Антонов Б. Г., Ицков А. Н. Правда о бойне в джунглях Гайаны // Собеседник. — 1987. — № 12. Архивировано 15 августа 2015 года.
Алинин С. Ф., Антонов Б. Г., Ицков А. Н. Гибель Джонстауна — преступление ЦРУ. — М.: Юридическая литература, 1987. — 224 с. — 100 000 экз. (краткий пересказ книги). Архивировано 29 ноября 2012 года., текст книги. Архивировано 19 апреля 2013 года.
- Бойл Д. Д. Секты-убийцы = James J. Boyle Killer Cults: Shocking True Stories of the Most Dangerous Cults In History // Иностранная литература : (Главы из книги. Перевод с английского Н. Усовой и Е. Богатыренко). — 1996. — № 7. — С. 208—261.
- Вахтин Б. Б. Гибель Джонстауна. — Л.: Советский писатель, 1986. — 325 с.
- Желенин А. Убиты и оклеветаны. «Храм народов» стал жертвой холодной войны, а не мифического фанатизма его членов. // Независимая газета. — 28.11.1998. Архивировано 15 августа 2015 года.
- Крамер Дж., Олстед Д. Маски авторитарности. Очерки о гуру / Пер. с англ.. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 408 с.
- Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения. — СПб.: Издательство РХГА, 2008. — 1046 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88812-348-5.
- Новокшонов Д. Их убили за желание стать советскими // Телеграфъ. — 28.11.2008.
- Олейник Н. Н. «Возникновение и опасность терроризма для развития российского федерализма» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — Белгород: Белгородский государственный университет, 2009. — Т. 10, № 9. — С. 142-147.
- Федоровский Ю. Р. Коммунары Джонстауна. 30 лет назад // Донецький кряж. — 31.10.2008, 7.11.2008. — № 40-41. Архивировано 15 августа 2015 года.
- Филатов С. Б. Современная Россия и секты // Иностранная литература. — 1996. — № 8. — С. 201—219.
- Фурман Д. Е. Трагедия Джонстауна и американские секты // США. Экономика, политика, идеология. — 1979. — № 6. — С. 27—36.
- Фурсенко А. А. Президенты и политика США. 70-е годы. — Л.: Наука, 1989. — 290 с.
- Ходорыч А., Конашенок Н., Студнев М. Товарищества на вере // Коммерсантъ-Деньги. — 31.10.2001. — № 43 (347). — С. 30. Архивировано 7 декабря 2014 года.
- на других языках
- Barden, Renardo Barden. Cults (Troubled Society series).. — Rourke Pub Group, 1990. — ISBN 0-86593-070-8.
- Brailey, Jeffrey. The Ghosts of November: Memoirs of an Outsider Who Witnessed the Carnage at Jonestown, Guyana. — San Antonio: J & J Publishers, 1998. — ISBN 0-9667-8680-7.
- Chidester, David. Salvation and Suicide. — Bloomington: Indiana University Press, 1988. — ISBN 0-253-35056-5.
- Dolan, Sean. Everything You Need to Know About Cults. — New York: Rosen Pub. Group, 2000. — ISBN 0-8239-3230-3.
Feinsod, Ethan. Awake in a Nightmare: Jonestown: The Only Eyewitness Account. — New York: W.W. Norton & Co, 1981. — ISBN 0-393-01431-2. Based on interviews with Odell Rhodes.- Galanter, M. Faith, Healing, and Coercion. — New York: Oxford University Press, 1999. .
- Hall, John R. Gone from the Promised Land: Jonestown in American Cultural History. — New Brunswick: Transaction Publishers, 1987. — ISBN 0-88738-124-3.
- Kahalas, Laurie Efrein. Snake Dance: Unravelling the Mysteries of Jonestown. — New York: Red Robin Press, 1998. — ISBN 1-5521-2207-7.
- Kerns, Phil. People's Temple, People's Tomb. — Logos Associates, 1978. — ISBN 0-88270-363-3.
- Kilduff, Marshall and Ron Javers. The Suicide Cult: The Inside Story of the Peoples Temple Sect and the Massacre in Guyana. — New York: Bantam Books, 1978. — ISBN 0-553-12920-1.
- Klineman, George and Sherman Butler. The Cult That Died. — G.P. Putnam's Sons, 1980. — ISBN 0-399-12540-X.
- Kohl, Laura Johnston. Jonestown Survivor: An Insider's Look. — New York: iUniverse, 2010.
- Krause, Charles A. with Laurence M. Stern, Richard Harwood and the staff of The Washington Post. Guyana Massacre: The Eyewitness Account. — New York: Berkley Pub. Corp, 1978. — ISBN 0-425-04234-0.
- Lane, Mark. The Strongest Poison. — New York: Hawthorn Books, 1980. — ISBN 0-8015-3206-X.
- Layton, Deborah. Seductive Poison. — New York: Anchor Books, 1998. — ISBN 0-385-48984-6.
- Maaga, Mary McCormick. Hearing the Voices of Jonestown. — Syracuse: Syracuse University Press, 1998. — ISBN 0-8156-0515-3.
- Mills, Jeannie. Six Years with God: Life Inside Rev. Jim Jones's People's Temple. — New York: A&W Publishers, 1979. — ISBN 0-8947-9046-3.
- Moore, Rebecca. A Sympathetic History of Jonestown: the Moore Family Involvement in Peoples Temple. — Lewiston: E. Mellen Press, 1985. — ISBN 0-88946-860-5.
- Moore, Rebecca. In Defense of Peoples Temple. — Lewiston, N.Y.: Edwin Mellen Press, 1988.
Naipaul, Shiva. Journey to Nowhere: A New World Tragedy. — Harmondsworth: Penguin, 1982. — ISBN 0-14-006189-4. (published in the UK as Black and White)- Reiterman, Tim; Jacobs, John. Raven: The Untold Story of the Rev. Jim Jones and His People. — Dutton, 1982. — ISBN 0-525-24136-1.
- Reston, James, Jr. Our Father Who Art in Hell: The Life and Death of Jim Jones. — New York: Times Books, 1981. — ISBN 0-8129-0963-1.
- Sargeant, Jack Death Cults: Murder, Mayhem and Mind Control (True Crime Series). — Virgin Publishing ., 2002. — ISBN 0-7535-0644-0.
- Scheeres, Julia A Thousand Lives: The Untold Story of Hope, Deception, and Survival at Jonestown .. — New York: Free Press, 2011. — ISBN 1-4165-9639-9.
- Sorell, W. E. Cults and Cult Suicide. — International Journal of Group Tensions. — 1978.
- Stephenson, Denice. Dear People: Remembering Jonestown. — Heyday Books, 2005. — ISBN 1-59714-002-3.
- Thielmann, Bonnie, Merrill, Dean. The Broken God. — Elgin: David C. Cook Publishing Co, 1979.
- Thrash, Catherine (Hyacinth), as told to Marian K. Towne. The Onliest One Alive: Surviving Jonestown, Guyana. — Indianapolis: Marian K. Towne, 1995.
- Wagner-Wilson, Leslie. Slavery of Faith. — New York: iUniverse, 2009.
- Wooden, Kenneth. The Children of Jonestown. — New York: McGraw-Hill, 1981.
- Wright, Lawrence. The Sons of Jim Jones // The New Yorker. — 22 Nov 1993. — № 39. — P. 66–89.
- Yee, Min S., Layton, Thomas N. In My Father’s House. — New-York: Holt, Rinehart and Winston, 1981.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Храм народов на Викискладе |
- Д. Новокшонов. «Их убили за желание стать советскими». Архивировано 29 ноября 2012 года.. // Телеграфъ, 28.11.2008 (Проверено 17 июня 2009)
- Extensive site with source documents, list of dead, pictures. San Diego State University. Архивировано 29 ноября 2012 года.
- Audio Recording of Jonestown Suicide. Архивировано 29 ноября 2012 года.
- Transcription of Suicide Tape. Архивировано 29 ноября 2012 года.
- original 1977 «Inside Peoples Temple» article from New West magazine by Marshall Kilduff and Phil Tracy. Архивировано 29 ноября 2012 года.
- Федоровский Ю. Р. «Коммунары Джонстауна. 30 лет назад». Архивировано 29 ноября 2012 года.. // «Донецкий кряж», № 40, 31.10.2008, № 41, 7.11.2008.
- «Reconstructing Reality: Conspiracy Theories About Jonestown» by Rebecca Moore. Архивировано 29 ноября 2012 года.
- Reiterman T., Jacobs J. Raven: The Untold Story of the Rev. Jim Jones and His People. — Dutton, 1982. — С. 49—52. — ISBN 978-0-525-24136-2.
- Михаил Валентинов. «История — Храм Народов»