Баритон
Основные вокальные диапазоны |
Женские |
Мужские |
Барито́н (итал. baritono, от др.-греч. βαρύτονος — низкозвучащий, от βαρύς — тяжёлый и τόνος — тон) — средний мужской певческий голос, по высоте средний между тенором и басом. Диапазон баритона: A2 — A4 (ля bбольшой октавы[1] — ля первой октавы[1]), переходная нота: C4 — E4 (до ♯, ре, ре ♯, ми первой октавы). Различают лирический баритон, лирико-драматический, драматический баритон, бас-баритон.
Содержание
1 Разновидности
2 Список оперных партий для баритона (неполный)
3 См. также
4 Примечания
5 Ссылки
Разновидности |
Лирический баритон — голос, звучащий легко, лирично, но типично баритонального оттенка. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру.
Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, может исполнять как лирические, так и драматические партии.
Драматический баритон — голос более тёмного звучания, большой силы, мощного звучания на центральном и верхнем участках диапазона. Партии драматического баритона более низкие по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот[2].
Бас-баритон — это промежуточный голос, обладающий характерными чертами как баса, так и баритона — обычно имеет менее свободный верх, массивные,по сравнению с «нормальным» баритоном, нижние ноты (по соль большой октавы). Характерны мощным, иногда напряжённым, звучанием в центральном регистре. Традиционный репертуар: Вотан, Голландец (Р. Вагнер), Фигаро, Дон Жуан (В. - А. Моцарт), Князь Игорь, Томский.
Тенор-баритон (Bariton martin, от певца Ж. Мартэна) — тип, скорее являющийся подвидом тенора (тенор с баритональным тембром), часто имеет проблемы с теноровым верхом, выше ля первой октавы. Для певца с таким типом голоса (Г. Маришка), сочинены многие главные партии в опереттах И. Кальмана (Мистер Икс, Эдвин, Тассило и т. д.).
Список оперных партий для баритона (неполный) |
Беллини: сэр Ричард Форт («Пуритане»)
Берг: Воццек («Воццек»)
Бизе: Эскамильо («Кармен»), Зурга («Искатели жемчуга»)
Бородин: Князь Игорь («Князь Игорь»)
Вагнер: Вольфрам фон Эшенбах («Тангейзер»), Тельрамунд («Лоэнгрин»), Курвенал («Тристан и Изольда»), Альберих («Золото Рейна», «Зигфрид», «Гибель богов»), Доннер («Золото Рейна»), Гюнтер («Гибель богов»), Бекмессер («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Амфортас («Парсифаль»)
Верди: Набукко («Набукко») - первая, собственно баритоновая, роль; дон Карлос («Эрнани»), Макбет («Макбет»), Риголетто («Риголетто»), Жорж Жермон («Травиата»), Амонасро («Аида»), Яго («Отелло»), граф ди Луна (Трубадур), сэр Джон Фальстаф, Форд («Фальстаф»)
Гуно: Валентин («Фауст»), Меркуцио («Ромео и Джульетта»),
Дебюсси: Голо («Пеллеас и Мелизанда»)
Доницетти: доктор Малатеста («Дон Паскуале»), Белькоре («Любовный напиток»), лорд Генрих Астон («Лючия ди Ламмермур»)
Леонкавалло: Тонио, Сильвио («Паяцы»)
Масканьи: Альфио («Сельская честь»)
Массне: Леско («Манон»)
Моцарт: граф Альмавива, Фигаро(«Свадьба Фигаро»), Дон Жуан («Дон Жуан»), Папагено («Волшебная флейта»)
Мусоргский: Шакловитый («Хованщина»)
Пуччини: Марсель («Богема»), Скарпиа («То́ска»), Шарплес («Мадам Баттерфляй»), Пинг, Мандарин («Турандот»), Леско («Манон Леско»)
Рахманинов: Алеко («Алеко»)
Римский-Корсаков: Мизгирь («Снегурочка»), Голова («Ночь перед Рождеством»), Веденецкий гость («Садко»), Грязной («Царская невеста»)
Россини: Фигаро («Севильский цирюльник»), Вильгельм Телль («Вильгельм Телль»)
Рубинштейн: Демон («Демон»)
Чайковский: Евгений Онегин («Евгений Онегин»), Мазепа («Мазепа»), Бес («Черевички»), Елецкий, Томский («Пиковая дама»), Роберт, Эбн-Хакиа («Иоланта»)
Штраус: Иоканаан («Саломея»)
См. также |
Категория:Баритоны
Примечания |
↑ 12 Баритон // Belcanto.ru
↑ Соловьёв Н. Ф. Голос, в вокальной музыке // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки |
- Баритон // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.