Архитектура модерна
Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических[1], неорусских[2]) линий при использовании новых материалов таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).
Новые материалы и технологии позволили повысить этажность зданий, увеличить масштаб арок и окон (витрина). «Ярким харизматическим примером модерна» называют металлическую Эйфелеву башню в Париже (1889 год)[3], высота которой достигла 324 метров. В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке (майоликовые панно) и кованных металлоконструкциях. Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он отвечал запросам массового, индустриального общества. В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.
Содержание
1 История развития
2 Направления модерна
3 Русский модерн
4 Современная ситуация
5 Архитекторы
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
История развития |
Исторически модерну предшествовала эклектика, с которой модерн объединяют ряд общих моментов[4]. Поскольку на Западе эклектика практически полностью поглощалась романтизмом[5], в северном модерне (национальном романтизме) граница с эклектикой оказывается полностью стертой. Например, Собор св. Михаила в Турку (1905 год) рассматривается и как модерн и как неоготика. Как вариант модерна рассматривают и неорусский стиль.
Поскольку отправной точкой архитектуры модерна является Эйфелева башня (1889)[3], то за данным стилем закрепился французский синоним «ар нуво» (фр. Art nouveau, «новое искусство»), поскольку он радикально отличался от романтических попыток воспроизвести архитектурные образцы прошлого.
Из Франции, через Луиса Салливана, модерн проник в США, где формируется Чикагская архитектурная школа. Металлические конструкции позволили создать первые небоскрёбы (16-этажный Монаднок-билдинг, 1893), в которых кирпич превращался в декоративный элемент. За американским модерном закрепилось название органической архитектуры, поскольку здания органично вписывались в окружающую среду. Это отразилось в фильме Кинг-Конг (1933), когда гигантская обезьяна приняла небоскрёб (103-этажный Эмпайр-стейт-билдинг) за скалу.
В Европе архитектура модерна достигает пика своего оформления в работах бельгийца Виктора Орта, который широко использовал металл и стекло (Отель-Тассель, 1894), значительное внимание уделяя и декору интерьера в виде металлического растительного орнамента (светильники, перила, дверные ручки) и мозаичных полов. Ученик Орта Эктор Гимар распространил бельгийскую версию модерна на Францию, создав входные павильоны парижского метро (1900).
Оригинальный очаг модерна сложился в Барселоне (Каталония, Испания) благодаря архитектурному творчеству Антонио Гауди. Начав как эклектик, Гауди вскоре освобождается от попыток стилизации под архитектуру минувших эпох. В декоре он широко использует кованные элементы и изразцы (Каса-Батльо, 1906). При постройке жилого дома Каса-Мила (1910) основным строительным материалом становится железобетон, проектом предусматривается система вентиляции, подземный гараж и лифты.
Немецкая версия модерна получила название «югендстиль». Её отличала большая сдержанность, обилие стекла[6][7] и бетона (Памятник битве народов, 1913). Большим изяществом отличался австрийский модерн, получивший название сецессион. Его лидером стал венский архитектор Отто Вагнер. Примером австрийского модерна может служить Церковь Ам-Штайнхоф (1907).
Дальнейшая судьба модерна дискуссионна. По одной версии, после Первой мировой войны он перетёк в функционализм (Ле Корбюзье), который начисто отказался от декора и орнамента, оставив от модерна только стекло и железобетон. По другой версии, после Первой мировой войны модерн сменился стилем ар деко[8], хотя существует версия, что ар деко это поздняя разновидность модерна[9].
Направления модерна |
Бельгийская школа (Виктор Орта)[10]
Чикагская школа (Луис Салливен)
Каталонский модерн (исп. Modernismo catalán; Антонио Гауди)[11].
Венский модерн (Отто Вагнер)[12].
Рижский югендстиль (Михаил Эйзенштейн)
Северный модерн (дат. Nationalromantik: национальный романтизм; Элиэль Сааринен)
Шотландский модерн (Ч. Р. Макинтош)[13]
Итальянский модерн (либерти)[14]
Русский модерн |
Первым по времени произведением модерна в России считается дача великого князя Бориса Владимировича, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Селе (Московское шоссе, д. 11)[15]. Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является дом компании «Зингер» (сейчас «Дом книги») на Невском проспекте. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, архитектор П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, архитектор Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль, 1913—1914). К этому стилю относится и Дом Ф. Г. Бажанова (архитектор Ф. П. Алёшин), до настоящего времени там сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова: Парадной лестницы, Приёмной, Кабинета, Холла, Гостиной, Фойе, Малой и Большой столовых, Белого зала. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — С. А. Бржозовский).
Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве стал построенный в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым особняк О. А. Листа[16]. Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, Особняк Ивана Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.
Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель), ЦУМ (б. «Мюр и Мерилиз»), гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.
Торговый дом купца Оганова во Владикавказе (1903) архитектора И. Рябикина (ныне Художественный музей)
Дом компании «Зингер» (ныне — Дом книги в Санкт-Петербурге.
Дом на улице Соборной в Пятигорске
Особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице, архитектор - Ф.О.Шехтель. Ныне - Музей А. М. Горького
Дача Головкина в Самаре
Нижний Новгород, ул. Пискунова, 35. Особняк (1907 г.)
Дом С. М. Грибушина, Пермь, 1905 г., архитектор — А. Б. Турчевич.
Типография Кахановской в Красноярске, 1910 г., архитектор — В.А.Соколовский.
Современная ситуация |
Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвящённого этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвящённого самым ярким представителям московского модерна — Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева; здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из ближнего зарубежья)[18].
Архитекторы |
См. также полный список архитекторов модерна, о которых есть статьи в Википедии.
Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих — Австрия;
Виктор Орта, Поль Анкар (фр. Paul Hankar), Анри Ван де Вельде — Бельгия;
Чарльз Ренни Макинтош и группа «Четвёрка» — Великобритания;
Эдён Лехнер — Венгрия;
Петер Беренс — Германия;
Хендрик Берлаге — Голландия;
Антонио Гауди — Испания;
Эйжен Лаубе, Михаил Эйзенштейн — Латвия;
Кекушев, Лев Николаевич, Шехтель, Фёдор Осипович — Россия;
Элиель Сааринен — Финляндия;
Эктор Гимар, Анри Соваж (фр. Henri Sauvage) — Франция;
Йозеф Фанта (чеш. Josef Fanta) — Чехия.
См. также |
- Северный модерн
- Музей модерна в Самаре
Примечания |
↑ Храм Святого Семейства (Барселона)
↑ Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме
↑ 12 Модерн в интерьере. Основные черты модерна.. stroika-art.ru. Проверено 11 июля 2018.
↑ Барокко, ампир, классицизм, неоклассицизм, модерн, рококо и модерн в архитектуре: чем отличаются стили (рус.), Domosedi.ru (10 августа 2016). Проверено 11 июля 2018.
↑ ЭКЛЕКТИКА (Романтизм, Боз-ар, Историзм) – Glamour&Chic (рус.). glamourchic.eu. Проверено 11 июля 2018.
↑ Австрия и Германия. Вариации в югендстиле
↑ Стеклянный павильон
↑ Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко»: разбираемся в сложностях стиля.. Проверено 11 июля 2018.
↑ Стиль ар-деко: история возникновения (англ.), www.admagazine.ru. Проверено 11 июля 2018.
↑ Школы модерна в архитектуре (рус.). designcapital.ru. Проверено 11 июля 2018.
↑ Каталонский модерн. www.planengo.ru. Проверено 11 июля 2018.
↑ Венский модерн | Архитектура и Проектирование | Справочник. arx.novosibdom.ru. Проверено 11 июля 2018.
↑ Шотландский модерн Чарльза Макинтоша — декаданс+интеллект (рус.), styleupyourday (25 января 2015). Проверено 11 июля 2018.
↑ Архитектура итальянского модерна (экскурсия Трипстера в Риме) (рус.). experience.tripster.ru. Проверено 11 июля 2018.
↑ Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — 3-е изд.. — СПб.: Коло, 2008. — С. 51. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1.
↑ Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп.. — СПб.: Коло, 2011. — С. 354—358. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1 250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
↑ Храм Святого Духа в Талашкино будет отреставрирован
↑ Пожар в доходном доме купца Быкова. archi.ru. Проверено 11 июля 2018.
Литература |
Стернин Г. Ю. Русская художественная культура 2-й половины 19- начала XX века. М.,1984.
Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Л.,1992.
Костылев Р. П., Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII — начало XX века). — СПб.: «Паритет», 2007. — 256 с — ISBN 978-5-93437-127-3
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.
- Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
- Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб.: Коло, 2008. — Т. 1. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1.
- Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. — СПб.: Коло, 2011. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-901841-80-8.
- Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп. — СПб.: Коло, 2011. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Альбом. — М.: Советский художник, 1990. — 360 с. — ISBN 5-269-00028-8.
Ссылки |
Карта московского модерна (недоступная ссылка — история). Архивировано 2 июля 2015 года.
Архитектурный очерк «Нетипичный петербургский модерн Дома Бажанова»