Рейснер, Лариса Михайловна
Лариса Михайловна Рейснер | |
---|---|
Larissa Reissner | |
Дата рождения | 1 (13) мая 1895(1895-05-13) |
Место рождения | Люблин |
Дата смерти | 9 февраля 1926(1926-02-09) (30 лет) |
Место смерти | Москва |
Гражданство |
|
Род деятельности | революционер, журналист, писатель, поэт, дипломат |
Партия | РКП(б) |
Отец | Михаил Рейснер |
Лариса Михайловна Рейснер на Викискладе |
Лариса Михайловна Рейснер (нем. Larissa Michailowna Reissner, 1(13) мая 1895, Люблин — 9 февраля 1926, Москва) — российская революционерка, журналистка и поэтесса, писательница, дипломат. Участница Гражданской войны в России. Сестра востоковеда И. М. Рейснера.
Содержание
1 Биография
1.1 Революция и гражданская война
1.2 После гражданской войны
1.3 Смерть
2 Отзывы о ней
3 В культуре и искусстве
4 Сочинения
5 Примечания
6 Ссылки
7 Литература
Биография |
Родилась Лариса Рейснер в семье юриста, профессора права Михаила Андреевича Рейснера в Польше (Люблин). Официальные документы указывают 1 мая как дату рождения Ларисы Михайловны Рейснер. В действительности Лариса родилась в ночь с первого на второе число, но предпочла указывать в дальнейшем своим днём рождения 1 мая. Во-первых, на этот день приходится большой праздник, отмечаемый в Германии — Вальпургиева ночь (с 30 апреля на 1 мая), а Лариса никогда не забывала о своих (остзейских) немецких корнях, во-вторых, 1 мая — это международный день солидарности трудящихся.
Раннее детство провела в Томске, где её отец преподавал в университете, 1903—1907 в Германии.
С 1905 семья Рейснер жила в Петербурге (Большая Зеленина улица, 26-б, ныне — д. 28), в достатке и уюте. Отец и брат Ларисы увлекались идеями социал-демократии (отец был знаком с Августом Бебелем, Карлом Либкнехтом, В. И. Ульяновым-Лениным), что определило круг интересов и мировоззрение девочки. В Петербурге Лариса окончила с золотой медалью гимназию и в 1912 году поступила в Психоневрологический институт, где преподавал её отец.
Первым произведением Рейснер была героико-романтическая пьеса «Атлантида» (альманах «Шиповник», 1913).
В 1915—1916 вместе с отцом выпускала литературный журнал «Рудин» (вышло 8 номеров), задачей которого было «клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни». Рейснер редактирует «Рудина» и помещает здесь ряд стихотворений и резких фельетонов, высмеивающих нравы политической и творческой интеллигенции 1910-х. Особое место в идеологической программе журнала занимала критика «оборончества» (в частности, критика взглядов на войну Г. В. Плеханова), которое почиталось Рейснерами формой оппортунизма. Однако, не скрывая идейно-политической физиономии журнала, Рейснер в качестве редактора «Рудина» заботилась о том, чтобы «открыть дорогу молодым талантам»: она привлекала к сотрудничеству в журнале участников университетского «Кружка поэтов» (в который входила сама) — О. Э. Мандельштама, Вс. А.Рождественского, талантливых художников С. Н. Грузенберга, Н. Н. Купреянова, А. Д. Топикова (псевдоним Е. И. Праведникова). В мае 1916 журнал закрылся за недостатком средств для его издания[1].
В 1916-1917 была сотрудницей интернационалистского журнала «Летопись» и газеты М. Горького «Новая жизнь».
В 1916-1917 Рейснер переживает бурный роман с Н. С. Гумилевым, оставивший глубокий след в её жизни и творчестве (под именем «Гафиза» поэт выведен в «Автобиографическом романе», не опубл. при жизни Рейснер). Встреча Ларисы и Николая состоялась в 1916 году в ресторане «Привал комедиантов», где собирались представители петербургской богемы. Здесь всегда было шумно и весело: пили дорогое вино, читали стихи, спорили о политике. Увлечение своего супруга Николая Ларисой Анна Ахматова воспринимала спокойно, поскольку подобное случалось многократно. Отношение Ларисы к Гумилёву было крайне эмоциональным и экзальтированным.
Во время войны Гумилев был в рядах действующей армии. Лариса в это время находилась в Петербурге.
Роман Ларисы и Николая оказался недолгим — вскоре выяснилось, что параллельно с Рейснер у поэта были любовные отношения с Анной Энгельгардт, дочерью писателя и поэта Н. И. Энгельгардта, на которой он и женился в 1918 г., что вызвало негодование Ларисы.
Также состояла в длительных отношениях с Сергеем Колбасьевым[источник не указан 806 дней].
Революция и гражданская война |
В 1917 участвует в деятельности комиссии по делам искусств исполкома Советов рабочих и крестьянских депутатов, а после Октябрьской революции некоторое время занималась работой, связанной с сохранением памятников искусства (в Специальной комиссии по учету и охране Эрмитажа и музеев Петрограда); была секретарём А. В. Луначарского.
В 1918 вступила в РКП(б). В августе 1918 ходила в разведку в занятую белочехами Казань. После нападения отряда белогвардейцев под командованием В. О. Каппеля и Б. В. Савинкова на станции Тюрлема и Свияжск (28 августа 1918) совершила разведывательный рейд из Свияжска через Тюрлему до станции Шихраны (ныне г. Канаш) для восстановления связи между штабом и воинскими частями 5-й армии.
После вступления в ВКП(б) (1918) Рейснер делает единственную в своем роде карьеру женщины — военного политика: в декабре 1918 года Нарком по военным и морским делам Лев Троцкий назначил её (с 20 декабря 1918 года временно, с 29 января 1919 года постоянно) комиссаром Морского генерального штаба РСФСР после службы комиссаром разведывательного отряда штаба 5-й армии, принимавшим участие в боевых действиях Волжско-Камской флотилии[1].
Вышла замуж за командующего флотилией Фёдора Раскольникова. Надежда Мандельштам, несколько раз навещавшая «мятежную чету», рассказывала, что Раскольников с Ларисой жили в голодной Москве по-настоящему роскошно — «особняк, слуги, великолепно сервированный стол».
С июня 1919 по середину 1920 Рейснер вновь участвует в боевых действиях, на этот раз — Волжско-Каспийской флотилии, а с лета 1920 становится сотрудником Политуправления Балтийского флота.
После гражданской войны |
Во время пребывания в Петрограде в 1920—1921 Рейснер принимает активное участие в литературно-общественной жизни, сотрудничает с петроградским Союзом поэтов, заводит тесное знакомство с А. А. Блоком[1].
В 1921 году была в Афганистане в составе советской дипломатической миссии, главой которой был её муж Ф. Раскольников. В Афганистане находился и брат Ларисы Игорь Рейснер, один из основателей советского востоковедения. Итогом деятельности молодых дипломатов явилось подписание договора о мире между двумя странами. «Что я делаю? Пишу как бешеная. Загоняю в переплет свой Афганистан», — писала брату Лариса, рассказывая о том, что решила обобщить свои впечатления от поездки в восточную страну (книга Афганистан вышла в 1925)[2]. Затем она рассталась с Раскольниковым (хотя он не дал ей развода) и вернулась в Москву, где стала возлюбленной Карла Радека.
Вместе с К. Радеком Рейснер в качестве корреспондента «Красной звезды» и «Известий» побывала в 1923 году в Германии, где была свидетелем Гамбургского восстания. О нём она написала книгу «Гамбург на баррикадах» (1924). Германии посвящены ещё два цикла её очерков — «Берлин в 1923 году» и «В стране Гинденбурга».
После поездки в Гамбург Рейснер рассталась с Радеком, уехала на Донбасс и после поездки написала книгу «Уголь, железо и живые люди» (1925).
Последнее крупное произведение Рейснер — исторические этюды-портреты, посвященные декабристам («Портреты декабристов», 1925).
Смерть |
Умерла Лариса Рейснер 9 февраля 1926 в Москве в возрасте 30 лет от брюшного тифа, выпив стакан сырого молока. Мать и брат Игорь выжили. Лариса не оправилась от болезни, поскольку на тот момент была сильно истощена работой и личными переживаниями. В Кремлёвской больнице, где она умирала, при ней дежурила её мать, покончившая самоубийством сразу же после смерти дочери[3]. Писатель Варлам Шаламов оставил такие воспоминания: «Молодая женщина, надежда литературы, красавица, героиня Гражданской войны, тридцати лет от роду умерла от брюшного тифа. Бред какой-то. Никто не верил. Но Рейснер умерла. Похоронена на 20 участке на Ваганьковском кладбище». «Зачем было умирать Ларисе, великолепному, редкому, отборному человеческому экземпляру?» — патетически вопрошал Михаил Кольцов.
Один из некрологов гласил:
Ей нужно было бы помереть где-нибудь в степи, в море, в горах, с крепко стиснутой винтовкой или маузером[4].
Отзывы о ней |
Писатель Ю. Н. Либединский ярко описал «необычайную красоту её, необычайную потому, что в ней начисто отсутствовала какая бы то ни было анемичность, изнеженность, — это была не то античная богиня, не то валькирия древненемецких саг…».
Ю. Зобнин так характеризует её творчество: "Беллетристика Рейснер несет очевидную печать эпигонства, в ней присутствуют штампы модернистской литературы, особенно — акмеизма, с его пристрастием к описательной, «вещной» изобразительности и риторике. Действительно индивидуальными, яркими по содержанию и по форме оказались очерки Рейснер; в своих художественно-публицистических произведениях Рейснер, наряду с Д. Фурмановым и А. Серафимовичем, стоит у истоков поэтики «социалистического реализма».
По мнению ряда окружавших её мастеров слова (А. Блок, З. Гиппиус, Вс. Рождественский), поэтический талант Л. М. Рейснер уступал её красоте, а несколько манерный стиль не соответствовал бурной, страстной натуре автора.
Поэт В. Рождественский рассказывал, как посетил «прекрасную комиссаршу» вместе с друзьями Михаилом Кузминым и Осипом Мандельштамом:
«Лариса жила тогда в Адмиралтействе. Дежурный моряк повел по темным, гулким и строгим коридорам. Перед дверью в личные апартаменты Ларисы робость и неловкость овладели нами, до того церемониально было доложено о нашем прибытии. Лариса ожидала нас в небольшой комнатке, сверху донизу затянутой экзотическими тканями… На широкой и низкой тахте в изобилии валялись английские книги, соседствуя с толстенным древнегреческим словарем. На низком восточном столике сверкали и искрились хрустальные грани бесчисленных флакончиков с духами и какие-то медные, натертые до блеска, сосуды и ящички… Лариса одета была в подобие халата, прошитого тяжелыми нитями…»[5].
«Из Москвы приехала Лариса Рейснер, жена известного Раскольникова, — вспоминала тетушка поэта, М. А. Бекетова. — Она явилась со специальной целью завербовать Ал. Ал. в члены партии коммунистов и, что называется, его охаживала. Устраивались прогулки верхом, катанье на автомобиле, интересные вечера с угощеньем коньяком и т. д. Ал. Ал. охотно ездил верхом и вообще не без удовольствия проводил время с Ларисой Рейснер, так как она молодая, красивая и интересная женщина, но в партию завербовать ей его все-таки не удалось, и он остался тем, чем был до знакомства с ней…»[5].
Лев Троцкий в своих мемуарах («Моя жизнь») так вспоминал о Рейснер:
«Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический ум и мужество воина. После захвата белыми Казани она, под видом крестьянки, отправилась во вражеский стан на разведку. Но слишком необычна была её внешность. Её арестовали. Японский офицер-разведчик допрашивал её. В перерыве она проскользнула через плохо охранявшуюся дверь и скрылась. С того времени она работала в разведке. Позже она плавала на военных кораблях и принимала участие в сражениях. Она посвятила гражданской войне очерки, которые останутся в литературе. С такой же яркостью она писала об уральской промышленности и о восстании рабочих в Руре. Она все хотела видеть и знать, во всем участвовать. В несколько коротких лет она выросла в первоклассную писательницу. Пройдя невредимой через огонь и воду, эта Паллада революции внезапно сгорела от тифа в спокойной обстановке Москвы, не достигнув тридцати лет».
«Не было ни одного мужчины, который бы прошёл мимо, не заметив её, и каждый третий — статистика, точно мною установленная,- врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе». В. Л. Андреев (сын писателя Леонида Андреева).
«Стройная, высокая, в скромном сером костюме английского покроя, в светлой блузке с галстуком, повязанным по-мужски, — так живописал её поэт Всеволод Рождественский. — Плотные темноволосые косы тугим венчиком лежали вокруг её головы. В правильных, словно точёных, чертах её лица было что-то нерусское и надменно-холодноватое, а в глазах острое и чуть насмешливое».
В культуре и искусстве |
Лариса Рейснер стала прообразом женщины-комиссара, изображённой в пьесе «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского. Экранизирована в 1963 году Самсоном Самсоновым. Исполнительница главной роли - Маргарита Володина.[источник не указан 1124 дня].- Восторженное отношение к Л. М. Рейснер Б. Л. Пастернака, считавшего её «воплощённым обаянием», дало ему основание назвать Ларисой главную героиню своего романа «Доктор Живаго»[6].
- О жизни Ларисы Рейснер И. Крамовым написана книга «Утренний ветер».
- В четвёртой трилогии цикла «Око силы» Андрея Валентинова, написанной в жанре альтернативной реальности, присутствует персонаж Лариса Михайловна по прозвищу «Гондла» («Гондла» — пьеса Николая Гумилева, который ассоциировал Рейснер с Лери, героиней пьесы). Она также замужем за человеком по имени К. Радек.
- Лариса Рейснер не раз упоминается в романе Бориса Акунина (Чхартишвили) «Другой путь» (2015).
- В сериале «Троцкий» ее роль исполняет Анастасия Меськова, и она имеет любовную связь с главным героем. Эта связь выдумана Николаем Кузьминым в романе "Сумерки" (1995).
Сочинения |
- Женские типы Шекспира : 1-2 / Лео Ринус. — Рига : Наука и жизнь, [1913]. — 2 т.; 12. — (Миниатюрная библиотека «Наука и жизнь»).
- Офелия. — 47 с. [1]
- Клеопатра. — 48 с. [2]
- Офелия. — 47 с. [1]
- «Атлантида». Пьеса, в альманахе «Шиповник», № 21, 1913
- Гамбург на баррикадах. — Москва, 1924, 1925. [3] — очерки о гамбургском восстании 1923 года.
- Азиатские повести. — Москва, «Огонек», 1925. [4]
- Афганистан. — М.-Л., ГИЗ, 1925. [5]
- Уголь, железо и живые люди. — М.-Л., ГИЗ, 1925. [6]
- В стране Гинденбурга. — Москва, 1926. [7]
Оксёнов И. — Ленинград, 1927. [8]
- Собрание сочинений. Т.1. — М.-Л., ГИЗ, 1928. — 4 000 экз. [9]
- Собрание сочинений. Т.2. — М.-Л., 1928. [10]
- Фронт. — Москва, 1924, 1928, 1932. [11] — книга очерков о гражданской войне.
Hamburg auf den Barrikaden. Erlebtes und Erhörtes aus dem Hamburger Aufstand 1923. Berlin 1925
Eine Reise durch die deutsche Republik. Berlin 1926
РГБ, Отдел рукописей, Ф.245. Рейснер Лариса Михайловна: архивный фонд, 1895—1929. — 819 ед. хр.
Экспрессионистский, насыщенный метафорами стиль её книг, передающий, как она считала, пафос времени, не принимала пролетарская критика, но именно этот стиль поднимает её прозу, в которой из богатства авторских ассоциаций возникает образ эпохи, над уровнем обычной журналистики.[7]
Примечания |
↑ 123 Рейснер Лариса Михайловна. www.hrono.ru. Проверено 28 июля 2016.
↑ РЕЙСНЕР, ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА | Энциклопедия Кругосвет. www.krugosvet.ru. Проверено 28 июля 2016.
↑ Лариса Рейснер. Проверено 28 июля 2016.
↑ Ирена Владимирски Валькирия русской революции
↑ 12 Рейснер Лариса Михайловна , Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ. www.tonnel.ru. Проверено 28 июля 2016.
↑ Пастернак // Варлам Шаламов
↑ Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 342.
Ссылки |
- Тексты Ларисы Рейснер (на немецком)
- Larissa Reissner
- Письма Ф.Раскольникова и Л.Рейснер Л.Троцкому (1922 г.)
- Лариса Рейснер — Анне Ахматовой
- Её любил Гумилев, боготворил Блок, сделал героиней Пастернак. А кого выбрала она?
- Валькирия революции
- Фото
- Э. Н. Аламдарова. Велимир Хлебников и Лариса Рейснер.
- Лариса Рейснер в Антологии «Женская поэзия»
- Похоронена на 20А участке Ваганьковского кладбища
Литература |
- Пржиборовская, Галина Андреевна. Лариса Рейснер. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 487, [9]: ил. с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1086). — ISBN 978-5-235-03073-2.
Поляк Л. Рейснер // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 9. — М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. «Сов. Энцикл.», 1935. — Стб. 593—596.