Успенский собор (Москва)
Кафедральный православный собор | |
Успенский собор Московского Кремля | |
---|---|
Успенский собор, вид с юго-востока, 2009 год | |
55°45′04″ с. ш. 37°37′01″ в. д.HGЯO | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Ближайшая станция метро | Александровский сад, Библиотека имени Ленина |
Конфессия | Православие |
Епархия | Московская епархия |
Архитектурный стиль | русская архитектура |
Автор проекта | Фьораванти Аристотель |
Архитектор | Аристотель Фиораванти |
Дата основания | 1326 год |
Строительство | 1475—1479 годы |
Приделы | Димитрия Солунского Похвалы Пресвятой Богородицы Святых первоверховных апостолов Петра и Павла |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771510302110346 (ЕГРОКН). Объект № 7733208038 (БД Викигида) |
Объект всемирного наследия | |
Kremlin and Red Square, Moscow (Московский Кремль и Красная Площадь) | |
Ссылка | № 545 в списке объектов всемирного наследия (en) |
Критерии | (i), (ii), (iv), (vi) |
Регион | Европа и Северная Америка |
Включение | 1990 (14-я сессия) |
Состояние | Действует |
Сайт | kreml.ru |
Успенский собор на Викискладе |
Успе́нский собо́р — православный храм Московского Кремля, расположенный на Соборной площади, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Является старейшим полностью сохранившимся зданием Москвы[1].
Построен в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия[2].
Содержание
1 История
1.1 Строительство
1.2 XVI—XIX века
1.3 XX век
2 Архитектура
2.1 Внешний вид
2.2 Иконостас
2.3 Царское место
3 Использование
3.1 Коронации и венчания
3.2 Некрополь
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
История |
Строительство |
Первый Успенский собор в Москве возвели 4 августа 1326 года при Иване Калите. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками, к которому позднее пристроили приделы[1][3]. По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала XIII века, в частности Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора[4][5][6][7]. В соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», привезённая из Византии[8].
Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра, треснули своды, после чего их укрепили массивными брёвнами. Инициатором обновления собора выступал митрополит всея Руси Филипп. Причиной перестройки также послужило изменение статуса Москвы, которая стала политическим и духовным центром Русского государства. Для сбора средств все монастыри обложили налогами, а мирян и церковнослужителей призывали к пожертвованиям. Проект поручили псковским мастерам Кривцову и Мышкину, руководили работой купцы Иван Голова Владимиров и Василий Ермолин. В 1472-м состоялась торжественная церемония закладки храма. В качестве образца строительства был выбран Успенский собор во Владимире. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог[9][6][10].
Начатое строительство не было закончено: возведённый до сводов храм обрушился после «труса» — землетрясения, случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися[11]..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
Исследователи причиной разрушения называют недостаточную прочность строительного раствора и тонкие боковые стенки[9][12]. Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Фьораванти Аристотеля. По его проекту собор возвели из тёсанных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием[13][14]. В 1481-м собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики[15]. Академик Сергей Заграевский указывает на особенность инженерной задумки архитектора: кирпичи были встроены в кладку таким образом, что в целом постройка сохранила белокаменный облик[16].
XVI—XIX века |
Во время реставрации после пожара 1547 года верх храма покрыли вызолоченными медными листами, а мощи митрополита Петра переложили из серебряной раки в золотую. В 1561-м из Великого Новгорода привезли и поместили в Успенский собор четыре древних образа: «Спас на престоле (Спас Златая риза)», «Апостолы Петр и Павел», «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия»[17][18].
В 1624 году угрожавшие падением своды разобрали и вновь восстановили с дополнительным армированием связным железом и с введением подпружных арок. Через четыре года в соборе случился пожар, после чего его капитально ремонтировали. Были снова укреплены своды и барабаны, белокаменные архивольты сняли и заменили на кирпичные. Чтобы защитить прясла от дождя, над ними были устроены козырьки из кровельного железа[18]. В 1625 году в собор перенесли ризу Господню, присланную в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события был установлен праздник «Положение Ризы Господней». Драгоценный ковчег с ризой поместили в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий[19].
В 1642—1644 годах собор был расписан заново по образцам 1515 года. До настоящего времени сохранились фрагменты первоначальной стенописи, являющейся древнейшим образцом фресковой живописи на территории Кремля. Среди мастеров были Иван и Борис Паисеины, Сидор Осипов Поспеев, Марк Матвеев, Бажен Савин, Степан Ефемов, иконописцы и знаменщики из Владимира, Новгорода, Костромы и других городов[20]. Они написали 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур[21]. В 1660-х годах обновили роспись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми[22]. Во второй половине XVII века Похвальский придел, в котором проходили службы только на престольный праздник, перенесли в юго-восточную главу. К этому времени собор владел 160 дворами, а к 70-м годам — 253[2].
Троицкий пожар 1737 года повредил росписи собора и целостность стен. Ремонтные работы провели в период правления Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина. Восстановление росписей началос в 1767-м[23]. В 1775 году по приказу князя Григория Потёмкина в собор передали иконы из Оружейной палаты, которые разместили в иконостасах у северной и южной стен. В 1790-х их закрыли золотыми и серебряными окладами[24]. В 1797-м в собор на хранение передали изданный Павлом I Акт о престолонаследии, отменявший указ Петра I 1722 года[25].
Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск, из него в 1817-м мастер А. Гедлунг отлил люстру, украшенную изображениями цветов, колосьев, виноградных лоз. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским)[26][27][28].
В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, согласно которому в случае его смерти, в связи с отречением от прав на престол Константина Павловича, наследником короны становился великий князь Николай Павлович[29]. К коронации Александра III в 1880-х храм ремонтировали. На его восстановление было потрачено 200 тысяч рублей. В очередной раз собор отреставрировали в 1896 году перед венчанием на царство Николая II, работами руководили иконописцы Григорий Чириков и Михаил Михайлович Дикарёв, а также архитектор Сергей Родионов. В ходе реставрации были раскрыты фрески середины XVII века, восстановлены иконы, заменены перекрытия над апсидами. Окна в арочном поясе уменьшили до размера верхних и украсили полуциркульными перемычками[30][23].
XX век |
По проделанной в конце века работе было решено провести полное раскрытие древней живописи. В 1910 году для наблюдения за работами создали комиссию, членами которой являлись Владимир Суслов, Николай Покровский, Пётр Покрышкин, Александр Успенский, Николай Лихачёв. Главой комиссии назначили Алексея Ширинского-Шихматова, производителем работ стал Сергей Соловьёв, а после его смерти в 1912-м — Иван Машков. В результате работ реставраторы дописали сюжеты, были позолочены фоны изображений, укреплена роспись маковой олифой[31][23][32].
15 августа 1917 года в престольный праздник в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви, а 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина)[33].
Однако уже в октябре Успенский собор пострадал от обстрела, когда красногвардейцы бомбардировали занятый юнкерами Кремль. В купол попал снаряд, повредив главы, алтарная стена покрылась выбоинами от пуль и осколков, были выбиты окна, повреждена роспись, погнуты паникадила[33]. В акте осмотра сообщалось:
Удары этих осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась и отпучилась штукатурка с росписью в нескольких местах <…> в купольном барабане имеется овальная брешь, вызывает беспокойство юго-западный парус под барабаном Похвальского придела. Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над «казною», ярусы лесов, солею и пол у солеи <…> эта пыль покрывает и иконы иконостаса и все окружающие предметы[28].
22 апреля (5 мая) 1918 года была совершена служба на Пасху, после чего храм, как и остальные кремлёвские церкви, закрыли. Богослужение, которое возглавил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), стало сюжетной основой картины Павла Корина «Русь уходящая»[2]. Однако исследование фресок продолжилось. В первые годы после революции были раскрыты «Владимирская Богоматерь», «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте, «Спас Златые власы», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», «Ангел Златые власы»[34].
В 1922-м из собора «в фонд помощи голодающим» Гохран изъял 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. В 1930 году иконы и исторические артефакты передали в Оружейную палату и Государственную Третьяковскую галерею[26].
Реставрационные работы в храме начались вскоре после Великой Отечественной войны. Были расчищены иконы XIV века: «Богоматерь Одигитрия», «Апостолы Петр и Павел», «Троица», «Похвала Богоматери с акафистом»[35]. Летом 1955 года собор открыли для посещений как музей[36], а в феврале 1960-го его передали в ведение Министерства культуры СССР[22]. В 1978 году были обнаружены три фигуры преподобных возле алтарной преграды и две справа от входа в Дмитриевский придел[37].
В 1990-м в России возродилось патриаршество, на пост был выбран Алексий II. С этого времени РПЦ было передано множество храмов. Успенский собор сохранил статус музея, с 1991 года находясь в коплексе музея-заповедника «Московский Кремль». Однако с благословения патриарха в нём совершаются богослужения в отдельные дни[28][38]. В 2017-м в соборе началась комплексная реставрация, в процессе работ планируется восстановить архитектурный облик и строительные конструкции, стенописи в интерьере и на фасадах[39].
Архитектура |
Внешний вид |
Белокаменный пятиапсидный пятиглавый собор разделён на двенадцать одинаковых по величине квадратов, перекрытых крестовыми сводами. Четыре столпа имеют круглую форму, остальные два — крестчатую[40][41][42]. Из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы. Круглые столпы также кирпичные, но облицованы белым камнем. Фасад храма состоит из простенков-прясел, разграниченных лопатками[43]. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали — пилястрами с узкими окнами. Апсиды собора невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами[44][38].
Аристотель Фиораванти, выполняя задачу увеличения внутреннего объёма храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, впервые в русской архитектуре применил крестовые своды толщиной в один кирпич, металлические внутристенные и проёмные связи. Благодаря возведению дополнительных арок позади иконостаса восточные компартименты собора фактически превратились в монолит, удерживающий нагрузку от барабанов. Благодаря этому появилась возможность возвести в центральной и западной частях постройки тонкие круглые столпы, создавшие ощущение лёгкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся[45].
На южном фасаде находится образ «Владимирской Богоматери» с архангелами Михаилом и Гавриилом. Ниже размещены шесть фресок святителей — московских митрополитов Петра, Алексия, Иона, Филиппа, и новгородских святых — епископа Никиты и архиепископа Иоанна[46]. На северной стороне располагаются изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Дмитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Над ними представлена композиция «Собор апостолов» с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов[47]. В восточной части здания росписи занимают верхнюю часть стены, в полукруглых сводах. В центре изображена «Новозаветная Троица» — Бог Отец в виде старца, Бог Сын и Святой Дух в облике голубя[48].
Южный портал представлен медными двустворчатыми вратами, которые, по легенде, привёз в XII веке из Корсуни Владимир Мономах. На них золотом нанесены 20 библейских изображений. Через этот вход в помещение попадали члены царской семьи, через северный — московские святители. Западный портал использовали для торжественных шествий: при крестных ходах, коронациях[49][38].
В центре собора на фоне иерусалимской стены находятся три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов[50]. У северо-западного угла установлен каменный поминальный крест в честь митрополита Иона, погребённого в храме[47]. Собор освещает паникадило, изготовленное в 1817 году, подвесные свечники-кандила, привезённые из Соловецкого монастыря[51]. На сводах собора помещены композиции на евангельские темы, среди которых «Введение Богоматери во храм», «Рождество Христово», «Сретение Господне» и другие. На столбах изображены фигуры мучеников. Южную и северную стены украшают изображения, посвящённые Пресвятой Богородице, западную — сцена «Страшного Суда»[52][2]. На алтарной преграде собора представлены лики 26 преподобных[53].
У иконостаса расположены моленные места: для цариц, устроенное рядом с северным столбом в XVII веке, патриаршее место XV столетия, и царское, созданное для Ивана Грозного[54].
В Успенском соборе находится самый большой из звонящих колоколов в Москве. Его перелили в 1817 году на заводе купца Михаила Гавриловича Богданова. На валу изделия расположена летопись, повествующая о нападении Наполеона, на средней части — шесть портретов: Александра I, его супруги Елизаветы Алексеевны, матери Марии Фёдоровны и великих князей Константина, Николая и Михаила Павловичей[55].
Иконостас |
Главный иконостас собора был создан в 1653 году, для него написали 69 икон мастера из Ярославля, Костромы и Осташкова. Он состоит из пяти ярусов и достигает 16 метров в высоту. В 1654-м для икон нижнего ряда были сделаны киоты мастерами из Оружейной палаты[26][56]. В праотеческом чине помещена икона святой Троицы. Праотцы нарисованы в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус состоит из 17 икон, изображающих пророки перед Богоматерью Знамением[57]. В праздничном ряду расположены образы, в которых отражены евангельские события, которые ежегодно празднуются церковью. Среди них «Рождество Богоматери», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Крещение», «Вход Господень в Иерусалим», «Успение Пресвятой Богородицы». В деисусном чине описано молитвенное предстояние святых на Страшном Суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель», установленная в центре[58]. В нижнем местном ряду находятся иконы «Спас Златая риза», написанная в конце XVII века изографом Кириллом Ивановым Улановым, храмовый образ Успения, «Спас Ярое око». На Царских вратах изображены Богоматерь, архангел Гавриил и четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Справа от них установлена икона «Спас на престоле», относящаяся к XI веку[59][2].
У южной стены в бронзовых иконостасах, установленных в конце XIX века, помещены иконы XVI—XVII столетий. Среди них «Митрополит Пётр с житием», предположительно, написанная, Дионисием[60][61]. В северном иконостасе находятся образы, привезённые в 1923 году из Соловецкого монастыря: «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких», «Достойно есть», «Сошествие во ад» и другие[62].
Царское место |
Перед иконостасом у южной стены расположен высокий шатёр, изготовленный из орехового и липового дерева. Его установили по приказу Ивана Грозного и назвали «Царским местом». Он опирается на фигуры четырёх зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами и достигает 6,5 метра в высоту. Все элементы Монамахова трона обильно декорированы резными орнаментами: растительными, цветочными, изображениями птиц и животных. Стенки четверика украшают двенадцать деревянных барельефов. Восьмигранный купол декорирован тремя рядами кокошников и увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания. На столбиках трона вырезаны двенадцать барельефов, иллюстрирующих сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских», повествующих об истории царских регалий[63][64][65].
В 1907 году была реконструирована роспись памятника, вызолочены орнаменты и надписи[66].
Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Икона, около 1627 года
Роспись столпов, 2015 год
Шатёр для хранения священных реликвий, 1913 год
Царское место, 2005 год
Рака митрополита Филиппа, 2008 год
Использование |
Коронации и венчания |
Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест, скипетр и цепь[67]. В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы — мантией[68]. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года. Для подготовки обряда наняли 2500 человек. Для священнослужителей были изготовлены златотканые парчовые облачения[69][2].
В Успенском соборе совершались бракосочетания. В 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472-м состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году — Василия III и Соломонии Сабуровой[70].
Некрополь |
С 1382 года в Успенском соборе хоронили русских святителей — митрополитов и патриархов. Усыпальница задумывалась для погребения светских и духовных владык московского княжества, но после постройки в 1333-м Архангельского собора некрополь разделили. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в нём погребли двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Бо́льшая часть погребений находится под полом собора и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками. Надгробия патриархов, в отличие от митрополичьих, сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями. В 1913-м все гробницы закрыли латунными посеребрёнными чехлами с восьмиконечными золочёными крестами и черневыми надписями на крышках. Они были изготовлены фирмой Ивана Хлебникова. В Петропавловском приделе находятся мощи Филиппа II и митрополита Петра, основавшего храм. В соборе был похоронен московский, владимирский и новгородский князь Юрий Данилович, умерший в 1325 году, но его могила утрачена[71]. Рядом с патриаршими гробницами находится гроб Господень, в котором хранятся посох митрополита Петра и
Гвоздь Господень[72][71][26]. С 1929 года в храме хранились мощи митрополита Алексия (Бяконта), он был перезахоронен в Елоховской церкви в 1948-м[71]. В стенах храма погребены:
- Митрополиты Киевские
- Пётр
- Феогност
- Киприан
- Фотий
Иона[71]
- Митрополиты Московские
- Филипп I
- Геронтий
- Симон
- Макарий
Филипп II[71]
- Патриархи Московские
- Иов
- Гермоген
- Филарет
- Иоасаф I
- Иосиф
- Иоасаф II
- Питирим
- Иоаким
Адриан[71]
Примечания |
↑ 12 Реестр, 2010.
↑ 123456 Успенский собор Московского кремля. Православие.ru. Проверено 15 мая 2018.
↑ ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись. — СПб., 1913. — С. 90.
↑ Смирнова, 2015.
↑ Выголов, 1988, с. 181.
↑ 12 Толстая, 2009, с. 12—17.
↑ Зодчество, 2003.
↑ Иконы Успенского собора, 2007, с. 18.
↑ 12 Молева, 2003.
↑ Забелин, 2007, с. 115.
↑ Успенский собор Московского кремля. Мослента (4 января 2018). Проверено 15 мая 2018.
↑ Выголов, 1988, с. 191—192.
↑ Толстая, 2009, с. 19.
↑ Качалова, 2003, с. 9.
↑ Школьник, 2010, с. 101.
↑ Трифон, 2008.
↑ Иконы Успенского собора, 2007, с. 23.
↑ 12 Кавельмахер, 1995, с. 214—235.
↑ Юдаков, 2013, с. 37.
↑ Домшлак, 1989, с. 319.
↑ Толстая, 2009, с. 51.
↑ 12 Успенский собор Московского кремля. Русский город. Проверено 15 мая 2018.
↑ 123 Исаева, 2008, с. 94—100.
↑ Иконы Успенского собора, 2007, с. 30.
↑ Император Павел I обнародовал акт о престолонаследии. Президентская библиотека. Проверено 28 октября 2018.
↑ 1234 Владимировна, 2012, с. 12—15.
↑ Качалова, 2003, с. 52.
↑ 123 Собор старейшей Богоматери. Газета.ru (24 августа 2017). Проверено 15 мая 2018.
↑ Чечулин Н. Д. Константин Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
↑ Иконы Успенского собора, 2007, с. 39.
↑ Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 175.
↑ Нащокина, 2005, с. 382—387.
↑ 12 Звонарёв, 1988, с. 36—45.
↑ Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 179.
↑ Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 180.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 92.
↑ Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 69.
↑ 123 Московский Кремль: Патриарший Успенский собор. Patriarchia.ru. Проверено 15 мая 2018.
↑ Директор музеев Кремля: при реставрации Успенского собора возможны открытия. РИА Новости (17 мая 2017). Проверено 15 мая 2018.
↑ Толстая, 2009, с. 43.
↑ Толстая, 2009, с. 78.
↑ Домшлак, 1989, с. 316.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 29.
↑ Романюк, 2013, с. 89.
↑ Заграевский, 2015.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 32.
↑ 12 Толстая, 2009, с. 36.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 35—36.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 38.
↑ Толстая, 2009, с. 118.
↑ Толстая, 2009, с. 202.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 39.
↑ Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 77.
↑ Романюк, 2013, с. 94.
↑ Успенский собор и Успенские колокола Московского Кремля (ФОТО). Татьянин день (27 августа 2012). Проверено 15 мая 2018.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 47.
↑ Толстая, 2009, с. 95—96.
↑ Толстая, 2009, с. 101.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 48—49.
↑ Романюк, 2013, с. 92.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 58.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 63.
↑ Мономахов трон, 2001, с. 7—8.
↑ Соколова, 2006, с. 24—25.
↑ Мономахов трон, 2001, с. 27.
↑ Мономахов трон, 2001, с. 11.
↑ Толстая, 2009, с. 83.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 84.
↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 73.
↑ Толстая, 2009, с. 87.
↑ 123456 Бусева-Давыдова, 1997, с. 77—86.
↑ Толстая, 2009, с. 192.
Литература |
- Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
- Владимировна Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
- Домшлак М. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 379 с.
- Забелин И. Е. История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М.: Вече, 2007. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5.
- Заграевский С. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. — М., 2008.
- Заграевский С. Реестр белокаменных зданий Древней Руси. — М., 2010.
- Заграевский С. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества // Saarbrücken. — 2015.
- Иконы Успенского собора Московского Кремля XI - начало XV века : каталог / под ред. Т. Толстой. — М.: Северный паломник, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
- Исаева О. Росписи Успенского собора Московского Кремля в зеркале русской реставрации // Изв. Рос. гос. педаг. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — С. 94—100.
- Молева Н. Москва — столица. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2003. — ISBN 978-5-224-04274-6.
- Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
- Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
- Смирнова О. Энциклопедия по святым местам центра России: в помощь путешествующим. — Neformat, 2015.
- Соколова И. Трон царя Ивана Грозного в Успенском Соборе. — М.: Кучково поле, 2006. — 77 с.
- Соколова И. Мономахов трон. Царское место Успенского собора Московского Кремля : К 450-летию памятника. — М.: Индрик, 2001. — 78 с.
- Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей. Т. 1. Кремль и монастырь / под ред. С. Звонарёва. — М., 1988. — 416 с.
- Толстая Т. Успенский собор: Путеводитель. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2009. — 216 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
- Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Э. Смирновой. — М.: Наука, 1985. — 263 с.
- Школьник Ю. Москва. Столица России. История и современность. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-699-39622-1.
- Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.
- Тематические издания
Первый Успенский собор 1326—1327 годов
- Заграевский С. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII – первой трети XIV века. — М., 2003.
Собор Мышкина и Кривцова
- Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М.: Наука, 1988. — 226 с.
Собор Аристотеля Фиораванти
- Кавельмахер В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля // Архитектурное наследство. — 1995. — № 38. — С. 214—235.
- Качалова И. Успенский собор. — М.: Худож. и кн., 2003. — 54 с.
- Качалова И. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 104—108.
Ссылки |
Калачова И. Я. Успенский собор. — М., 2008- Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в.. — История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124—133. — ISBN 5-85975-035-8.
- Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI—XVII вв.. — Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М.: Индрик, 2011. — С. 443—473. — ISBN 978-5-91674-151-3.