Тучков буян
Достопримечательность | |
Тучков буян | |
---|---|
Здание Тучкова пенькового буяна. Фасад по Малой Неве. Фото 2009 года | |
59°56′56″ с. ш. 30°17′26″ в. д.HGЯO | |
Страна |
|
Местоположение | Санкт-Петербург |
Архитектурный стиль | неоклассицизм |
Дата основания | 1726 и 1763 |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781710767800006 (ЕГРОКН). Объект № 7810357000 (БД Викигида) |
Тучков буян на Викискладе |
Тучко́в буя́н (от устаревшего буян — речная пристань; место для выгрузки товаров с судов[1]), в XIX веке ошибочно «дворец Бирона» — бывшее здание пеньковых складов, выстроенное в 1763—1772 годах на одноимённом островке в русле Малой Невы, памятник[2]раннеклассической петербургской архитектуры. В начале XX века протоки между буяном, соседними безымянными островками и Петроградским островом были засыпаны, и название «Тучков буян» перешло на новую городскую территорию, ограниченную современными проспектом Добролюбова с севера, улицей Тучковой дамбы и Тучковым мостом c запада, площадью академика Лихачёва и Биржевым мостом с востока и Малой Невой с юга[3]. Обширный квартал, к которому планировали присоединить и Ватный остров, должен был стать музейно-выставочным комплексом; этот проект не состоялся из-за начала Первой Мировой войны. В наше время (2014 год) в западной части Тучкова буяна, близ исторических пеньковых складов, располагаются спорткомплекс «Юбилейный» и станция метро «Спортивная». Восточная часть представляет собой большую стройплощадку — здесь, на месте снесённых корпусов института прикладной химии, запланировано строительство административного квартала Верховного суда.
Содержание
1 Тучков пеньковый буян
2 Расширение территории
3 Проекты переустройства
4 Современность
5 Примечания
6 Литература
Тучков пеньковый буян |
Остров в русле Малой Невы, впоследствии названный Тучковым буяном, возник после наводнения 1726 года. Вскоре на островке была устроена пристань, а в 1735 году — склады для пеньки. В середине XVIII века местность получила своё название по имени Авраама Тучкова — строителя первого моста, соединившего Васильевский остров с Петроградским. 29 июня 1761 года[4] деревянные постройки времён Анны Иоанновны сгорели, и в 1763—1772 годах военный инженер А. А. Дьяков выстроил на их месте каменное здание буяна по проекту М. А. Деденева (1763), переработанному А. Ринальди[3]. В те же годы, в непосредственной близости от буяна, Дьяков строил по проекту Ринальди Князь-Владимирский собор.
Фасад буяна, обращённый к Васильевскому острову, строго симметричен. В центре — компактный двухэтажный объём важни (весовой конторы), слева и справа от него — четырёхэтажные складские корпуса, соединённые с важней крытыми галереями. По проекту склады были двухэтажными; лишь в ходе строительства каждый из запроектированных этажей был поделен на два. С севера, со стороны Петроградского острова, к важне примыкало ныне утраченное двухэтажное, приземистое здание шофа — помещения для переборки льна и пеньки[3].
Здание буяна выкрашено в жёлтый цвет. С ним связан курьёзный эпизод 1904 года: художники, работавшие в мастерских Академии на Тучковой набережной, активно протестовали против покраски обветшавшего буяна. А. И. Куинджи, М. П. Клодт и другие предлагали «окрасить его не в жёлтый цвет, а в серый, так как он нам слишком мешает своим жёлтым цветом и даёт жёлтый рефлекс в наши художественные мастерские, что неудобно для живописи…»[5].
Вплоть до революций 1917 года буян находился в ведении портовых служб (вначале имперских, в XX веке городских[5]) и использовался по назначению как склад, однако и в народе, и в среде архитекторов и городских чиновников за ним закрепилось ошибочное название «дворец Бирона»[6]. Лишь в 1908 году И. А. Фомин, опираясь на мнение Л. Н. Бенуа и Г. И. Котова, опроверг легенду в «Старых годах»[6]. Фомин ошибочно датировал постройку эпохой Анны Иоанновны; это заблуждение было опровергнуто в 1910-е годы[6].
Расширение территории |
До конца XIX века цепь островков между Тучковым буяном и Биржевым мостом не была урегулирована; начертания островков на картах XVIII—XIX непрерывно изменялись, территория Ватного острова оформилась лишь к 1858 году[7]. Береговая линия Петроградского острова имела естественный, неправильный вид[6]. Болотистая местность к северу от неё получила название Мокруши. Здесь в 1840-е годы был разбиты Александровский и Петровский парки, а в 1860-е годы вдоль берега протоки проложили Александровский проспект (ныне проспект Добролюбова)[6]. В последующее десятилетие началась активная застройка Мокруш по северной стороне проспекта, в 1880 году Александр II утвердил план объединения малых островков с Петроградским островом. На новой городской территории, к югу от Александровского проспекта, должны были появиться четыре квартала правильной формы[5].
Проект 1880 года реализован не был. На трёх островках близ Тучкова буяна разместился городской питомник декоративных растений, на Ватном острове в 1896—1897 годы по проекту Р. Р. Марфельда выстроили «красные амбары» казённого винного склада и водочного завода[8]. В. Я. Курбатов, считавший зелёные островки на Малой Неве «одним из приятнейших мест Петербурга», писал, что их «вид … испорчен деревянным Биржевым мостом и винным заводом»[8]. В 1902—1905 годах город расширил дамбу Тучкова моста, надёжно соединив Тучков буян с Петроградским островом; в 1908 году Николай II утвердил второй официальный проект расширения Петроградского острова[9]. К 1911 году протоки между Тучковым буяном, примыкавшими к нему с востока островками и Петроградским островом были засыпаны; обособленным остался лишь Ватный остров — «крепость» казённой винной монополии[10]. На картах времён Первой мировой войны всю новую территорию Петроградского острова занимает городской питомник; активная застройка началась здесь лишь в середине XX века.
Проекты переустройства |
В начале XX века на юге Петроградской стороны складывался новый культурный центр города, ориентированный на народные массы. До 1897 года на территории Александровского парка действовал первый петербургский зоосад, в 1899—1900 году была выстроена первая очередь Народного дома. В Петровском парке, c 1899 года находившемся в распоряжении общества трезвости, были выстроены театр, карусели и лодочная станция. Не случайно и новые территории, расположенные между Александровским и Петровским парками, рассматривались как общественное, общенародное пространство.
При подготовке к празднованию двухсотлетия Петербурга неоднократно высказывались предложения устроить в «дворце Бирона» городской музей. В 1904 году С. А. Тарасов предлагал разместить в нём городской архив[4]. В 1905 году И. Р. Тарханов предлагал устроить общественно-спортивный центр, в 1906 году И. Е. Репин просил передать здание буяна под постоянную художественную выставку[11]. Затем, по мере засыпки проток и расширения территории, городские власти и общественность занялись проектами обустройства «нового» Тучкова буяна — от Тучкова до Биржевого моста. Судьбу же «старого» буяна, построенного Дьяковым и Ринальди, лишь предстояло решить: город всерьёз рассматривал возможность его сноса ради постройки нового музейно-выставочного комплекса[12]. Споры о сносе или сохранении буяна продолжались, по крайней мере, до 1915 года[13].
Активные изыскания на новых территориях начались на рубеже 1911—1912 годов в связи с планами проведения в Петербурге двух всероссийских выставок[14]. В 1912 году Петербургское общество архитекторов по поручению городских властей провело первый, открытый, конкурс проектов выставочного комплекса; по его условиям «дворец Бирона» следовало сохранить и приспособить под музей. В 1913 году состоялся второй, закрытый конкурс между проектами М. Х. Дубинского (победителя конкурса 1912 года), О. Р. Мунца и И. А. Фомина[15]. На этот раз архитекторам предоставили право самостоятельно решить судьбу буяна, вплоть до полного его сноса. Фомин в своём проекте сохранил главный фасад буяна, Дубинский и Мунц решили полностью избавиться от него[16]. Мунц писал, что здание совершенно негодно для музея, его перестройка не оправдана, а художественная ценность — преувеличена: «это всего лишь амбар, которому лишь случайно, а может быть в расчёте на очень отдалённого зрителя, придан вид дворца. Здание построено очень прочно, но грубо по деталям…»[17].
С началом первой мировой войны проведение всероссийских выставок стало невозможным, но город продолжил поиск планировочных решений. Впрочем, к 1915 году мнение архитектурного цеха развернулось в сторону сохранения исторических зданий. Ф. И. Лидваль, А. Е. Белогруд и другие предлагали и вовсе отказаться от общественного центра на Тучковом буяне, переместив его западнее, на Петровский остров[18]. Именно этот подход и был реализован[18], начиная с постройки стадиона в 1920-е годы.
Современность |
С 1919 года в зданиях бывших водочных складов Ватного острова разместился институт прикладной химии. Не позднее 1942 года канал между Ватным и Петроградским островами был засыпан; территория городского питомника по чётной стороне проспекта Добролюбова долго оставалась незастроенной. Довоенные планы о сносе промышленных корпусов и разбивке вдоль проспекта Добролюбова «зелёного луча» не состоялись[19]. В 1958—1960 годах в восточной части бывшего питомника были выстроены новые бетонные корпуса института; в западной части появились спорткомплекс «Юбилейный» (1967) и станция метро «Спортивная» (1997).
Исторический комплекс Ватного острова был признан объектом культурного наследия лишь в 2001 году. К тому времени огороженная и заброшенная территория института перешла под контроль ВТБ, планировавшего строить на ней жилой комплекс «Набережная Европы»[20]. По проекту Е. Л. Герасимова (2009) в центре территории, по проспекту Добролюбова, должен был располагаться дворец Б. Я. Эйфмана; вокруг него и вдоль новой набережной Малой Невы плотно размещались восьмиэтажные жилые дома[19][20]. Постройки Ватного острова лишились охранного статуса, в 2009—2011 годах институт выселили в Капитолово, а в 2011—2012 годах все постройки 1890-х и 1950-х годов были снесены. Началась разработка котлована и вывоз загрязнённого грунта на Красный Бор[19]. Кадетский корпус, занимавший здания пенькового буяна, был закрыт, его воспитанники выведены в Петергоф.
В 2012 году, с решением о переводе в Петербург Верховного суда РФ, планы застройки существенно изменились. По проекту М. Б. Атаянца (2013), победившего на конкурсе архитектурно-планировочных концепций в начале 2014 года, все новые постройки будут административными[21]. В историческом здании Тучкова буяна разместится больница Верховного суда[21]. Утраченный корпус его шофа будет восстановлен; между зданием дворца Эйфмана и набережной появится открытая к реке парковая зона[22]. Мнения архитектурной общественности по поводу нового проекта разделились. Критики признают его превосходство над единогласно осуждаемым проектом Евгения Герасимова, но полагают, что с градостроительной точки зрения пространство между стрелкой Васильевского острова, Петропавловской крепостью и Владимирским собором вообще не следует застраивать[22].
В феврале 2016 года стало известно, что Управление делами Президента отказалось реализовывать победивший в конкурсе проект. Вместо Максима Атаянца архитектором судебного квартала был назначен Евгений Герасимов, чей проект в 2013 году не получил ни одного из голосов жюри, а генеральным подрядчиком — ОАО «Сатурн»[23], специализирующееся на системах спецсвязи[24][25]. В план строительства вернули жилой комплекс на 600 квартир для судей и сотрудников аппарата Верховного суда, хотя при проведении конкурса губернатор Георгий Полтавченко заявил, что правительство города поддерживает идею о переносе служебного жилья в другую часть города с целью увеличения общественного пространства[24][26].
К сентябрю 2018 года из работ на участке лишь частично произведена отрывка котлованов; окончание строительства ожидается не ранее 2021 года[27].
Примечания |
↑ Большой толковый словарь / ред. С. А. Кузнецов. — Норинт, 2008. — ISBN 5-7711-015-3.
↑ Тучков буян (склады пеньки). ФГУП ГИВЦ Минкультуры России. Проверено 29 июня 2014.
↑ 123 Басс, 2010, с. 317.
↑ 12 Басс, 2010, с. 321.
↑ 123 Басс, 2010, с. 319.
↑ 12345 Басс, 2010, с. 318.
↑ Басс, 2010, с. 318-319.
↑ 12 Лущеко, Е. С. Второй казённый винный склад // Адреса СПБ. — 2006. — № 24/36.
↑ Басс, 2010, с. 319, 320.
↑ Басс, 2010, с. 320.
↑ Басс, 2010, с. 323, 324.
↑ Басс, 2010, с. 323.
↑ Басс, 2010, с. 324.
↑ Басс, 2010, с. 322.
↑ Басс, 2010, с. 145, 148.
↑ Басс, 2010, с. 154, 161, 172.
↑ Басс, 2010, с. 154.
↑ 12 Басс, 2010, с. 325.
↑ 1234 Набережная Европы. karpovka.net. Проверено 28 июня 2014.
↑ 12 Карт-бланш. Дорогие наши судьи. Независимая газета (26 сентября 2013). Проверено 28 июня 2014.
↑ 12 Вместо жилья для судей в комплексе зданий Верховного суда в Петербурге разобьют парки. ИТАР-ТАСС Северо-Запад (17 февраля 2014). Проверено 28 июня 2014.
↑ 12 Между Фемидой и Терпсихорой. Новая газета (24 февраля 2014). Проверено 28 июня 2014.
↑ Ольга Зарубина. Кремль тайно решил судьбу «Набережной Европы». РБК (17 декабря 2015). Проверено 7 февраля 2016.
↑ 12 Анна Пушкарская. Судебному кварталу меняют архитектора // Газета "Коммерсантъ". — 2016-01-02. — Вып. 15. — С. 5.
↑ Татьяна Лиханова. Вид на Стрелку накрыла мутная история. «Новая газета» в Санкт-Петербурге (4 февраля 2016). Проверено 7 февраля 2016.
↑ Анна Гамзикова. На набережной Малой Невы не будет жилья для судей, Metro (26 октября 2013).
↑ Анна Пушкарская. Судебный квартал не освоил средства, Газета «Коммерсантъ» (24 сентября 2018), стр. 3.
Литература |
- Басс, В. Петербургская неоклассическая архитектура 1900-1910-х годов в зеркале конкурсов. — Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. — С. 317-325. — 488 с. — ISBN 978-5-94380-093-1.
- Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район / Под ред. Б. М. Кирикова. — СПб.: Коло, 2007. — С. 115—123. — 584 с. — ISBN 5-901841-21-2.
Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. |