Беренс, Петер
Петер Беренс | |
---|---|
нем. Peter Behrens | |
Дата рождения | 14 апреля 1868(1868-04-14)[1][2][…] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 27 февраля 1940(1940-02-27)[4][5][…](71 год) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Род деятельности | художник-плакатист, архитектор, типограф, художник, дизайнер, графический дизайнер, преподаватель университета |
Петер Беренс на Викискладе |
Петер Бе́ренс (нем. Peter Behrens; 14 апреля 1868, Гамбург — 27 февраля 1940, Берлин) — один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна, представитель Дюссельдорфской художественной школы.
Петер Беренс известен, в первую очередь, как архитектор. Вместе с тем он с успехом подвизался на поприще художника, графика, иллюстратора книг и разработчика шрифтов, что сделало его одним из самых известных представителей стиля Модерн (в Германии — Югендстиль).
Содержание
1 Биография
2 Основатель промышленного дизайна
3 Здание немецкого посольства в Петербурге
4 Прочие работы
5 Примечания
6 Ссылки
Биография |
Пройдя обучение в Карлсруэ и Дюссельдорфе, Беренс в 1891—1899 гг. обосновался в Мюнхене, где влился в ряды Сецессиона. Его произведения тех лет тяготеют к Югендстилю, композиционно сохраняя при этом геометрическую чёткость. В 1901 г. спроектировал собственный дом в Дармштадтской художественной колонии, вместе со всей мебелью и аксессуарами.
В 1903 году он становится директором Художественно-промышленной школы в Дюссельдорфе и занимал эту должность до 1907 года.
С 1907 года он — художественный консультант фирмы AEG в Берлине. Именно тогда он показал себя создателем Промышленного дизайна и промышленной архитектуры. Из его мастерской в Берлине вышли Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус.
Основатель промышленного дизайна |
В 1907 г. Беренс принял предложение стать советником концерна «AEG» и впервые в истории провёл его полный «ребрендинг», спроектировав в едином стиле не только заводские и офисные здания, но и точки розничной продажи, офисную мебель, рекламные щиты, продукцию (фены, вентиляторы), упаковку и проч.
Один из учредителей Немецкого Веркбунда, объединения архитекторов ставящих целью — реорганизация строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе.
Отстаивал принципы функционализма,
а также использование современных материалов — стекла и стали.
В его мастерской делали первые шаги такие архитекторы-модернисты, как Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ.
Здание немецкого посольства в Петербурге |
В 1911-12 гг. Беренс спроектировал один из ключевых памятников европейского неоклассицизма — здание посольства Германии на Исаакиевской площади в Петербурге.
Упрощённые, лишённые классического декора колонны, казалось, провозглашали брутальную мощь Германской империи. Особенно чётко эта идея была выражена скульптурной группой Диоскуров и двух лошадей работы Эберхарда Энке, которой сейчас не хватает для завершения выражения художественного замысла автора. Она была сброшена после начала Первой мировой войны.
Немецкое посольство в Петербурге — прототип той архитектуры, которая получила развитие в СССР и Германии в 30-е годы XX века.
Прочие работы |
В последующие десятилетия Беренс проектировал преимущественно заводские и фабричные здания (в Берлине, 1909-12; Риге, 1912-14 (Два корпуса завода «Унион» — ныне ВЭФ, совместно с Ф. Шеффелем и Ф. Зейберлихом); Оберхаузене, 1921-25; Хёхсте, 1925-26; Линце, 1932-36). Здание портового склада в Тильзите (1928 г.). В 1922-36 гг. возглавлял Школу архитектуры при Венской академии художеств. Несмотря на предельный лаконизм декора, поздние постройки Беренса вполне вписываются в русло немецкой традиции со свойственной ей внушительной тяжеловесностью и массивной суровостью.
Примечания |
↑ 12 Peter Behrens<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P650"></a>
↑ Peter Behrens — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q24255573"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2843"></a>
↑ Encyclopædia Britannica<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q5375741"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1417"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2450"></a>
↑ 123 Беренс Петер // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>
↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
↑ artist list of the National Museum of Sweden — 2016.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q16323066"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q22681075"></a>
Ссылки |
Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов. СПб.: «Чистый лист», 2002. ISBN 5-901528-04-2
Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. Москва, Стройиздат, 1988.
Фремптон К. Немецкий Веркбунд, 1898 — 1927 гг. / Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990, с. 161 - 171.
Scheurer, Ralf. Das Gebäude der Deutschen Botschaft in St.Petersburg von Peter Behrens. In «St.Petersburg-Leningrad».Universität Karlsruhe (TH), Institut für Baugeschichte. Karlsruhe.2000- "Deutsche Botschaft 1911—1912 Peter Behrens", «DU». Die Zeitschrift der Kultur. Heft Nr.12, Dezember 1998