Васильевский остров
.mw-parser-output .t-geoinfobox td,.mw-parser-output .t-geoinfobox th{min-width:120px}.mw-parser-output .t-geoinfobox td:only-child,.mw-parser-output .t-geoinfobox th:only-child{text-align:center}.mw-parser-output .t-geoinfobox-name{font-size:110%;padding:2px}.mw-parser-output .t-geoinfobox-nickname{font-style:italic}.mw-parser-output .t-geoinfobox-cave th:only-child,.mw-parser-output .t-geoinfobox-mount th:only-child{background:#e7dcc3}.mw-parser-output .t-geoinfobox-surface th:only-child{background:#ffe4c4}.mw-parser-output .t-geoinfobox-blue th:only-child,.mw-parser-output .t-geoinfobox-water th:only-child{background:#c0daff}.mw-parser-output .t-geoinfobox-underwater th:only-child{background:#b0e0e6}.mw-parser-output .t-geoinfobox-green th:only-child{background:#d0f0c0}.mw-parser-output .t-geoinfobox-yellow th:only-child{background:#fdeaa8}.mw-parser-output .t-geoinfobox-ny th:only-child{background:#cbd5c4;border:1px solid #aaaaaa}.mw-parser-output .t-geoinfobox-ny th:first-child:not(:only-child){background:#cbd5c4;text-align:right;padding:0 0.5em}.mw-parser-output .t-geoinfobox-grey th:only-child{background:#eaecf0}
Васильевский остров | |
---|---|
Аэрофотосъёмка Стрелки В.О. | |
Характеристики | |
Площадь |
|
Население | 146 367[1] чел. (2017) |
Расположение | |
59°56′19″ с. ш. 30°15′22″ в. д.HGЯO | |
Акватория | Балтийское море |
Страна |
|
Субъект РФ | Санкт-Петербург |
Аудио, фото и видео на Викискладе |
Васи́льевский о́стров (общепринятое сокращение — В. О.[2]) — остров в дельте реки Невы.
Наибольшая протяжённость: с севера на юг — 4,2 км, с запада на восток — 6,6 км. Площадь — 10,9 км². Возвышается над уровнем воды (ординаром) до 3,5 м.
Входит в состав Санкт-Петербурга, занимая основную часть Василеостровского района.
Содержание
1 Происхождение названия
2 История увеличения, подсыпки и застройки территории острова
2.1 XVIII—XIX века
2.2 XX—XXI века
2.3 Перспективы
3 Транспортное сообщение острова с другими районами города
4 Фотогалерея
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
Происхождение названия |
Точное происхождение названия острова не установлено. Известно древнее прибалтийско-финское (ижорское) название этого острова — Хирвисаари (Hirvisaari 'Лосиный остров').
Упомянут как «Васильев остров» в устье Невы в Новгородской писцовой книге 1500 года в списке Никольского Ижерского (Ижорского) погоста[3][4].
Известно также письмо от 2 июля 1426 года из Нарвского магистрата властям города Ревеля, где упоминается русский под именем Сава (Sabe) с Васильева острова (Wassilighenholm), что на Неве (in der Nu). При этом со средненижненемецкого слово «wassilighenholm» можно перевести и как «Васильевская горка», и как «Васильевский остров»[5].
На карте, датируемой 1630-ми гг. и опубликованной в 1898 году в приложении к монографии шведского ученого Карла Эландера (Carl Öhlander), нынешний Васильевский остров подписан как «Wasilij ostroff eller Hirvisarj by och Holmen» («Василий остров или Хирвисари деревня и остров»)[6][7].
Существование у Васильевского острова параллельных прибалтийско-финского и русского названий не является исключением. Например, нынешний остров Петроградская сторона в прошлом был известен как Koivosaari (швед. Bjerkenholm), а в писцовой книге 1640 года упоминается как Фомин остров.
В начале XVIII века на Стрелке Васильевского острова была устроена артиллерийская батарея Василия Корчмина, что по мнению некоторых историков способствовало закреплению наименования Васильевский остров, который после основания Санкт-Петербурга и до середины XVIII столетия имел несколько наименований (Княжеский, Меншиков, Преображенский)[8].
Также существует версия, что название острова происходит от искажённого финского названия местности — Васиккасаари, что значит «Телячий остров». Однако в отличие от Хирвисаари, название Васиккасаари не встречается на картах устья Невы и в писцовых книгах. Более того, до XIX века среди местных прибалтийско-финских народов — ижор и води — скотоводство было слабо развито[9]. Эти народы издревле занимались рыболовством.
Название Васильевско́й (а не Васильев) уже было в употреблении в начале XVIII века. В письме И. Я. Яковлева Меншикову от 21 августа 1706 года отмечается: «При Санкт Петер Бурхе архитектурного дела мастер, которой у строения дому вашего сиятельства, что на Васильевском острову, подал нам роспись, что потребно ко украшению того дому купить на обивку по стенам шпалер, зеркол, стулов и протчих тому подобных вещей»[10].
А. И. Богданов в «Описании Санктпетербурга» (1751) пишет «Остров Васильевской, величеством пространный, красотою нарочитой, лежит промеж устий Болшой Невы и Малой Невки, при самом взморье, строением каменных полат доволно изнастроенный, а деревянным строением преизобилно населенный, и все оное строение, имеющееся на нём, преизрядной архитектории»[11].
История увеличения, подсыпки и застройки территории острова |
XVIII—XIX века |
В 1703—1715 годах территория почти не застраивалась. В 1710—1720 годах было построено первое каменное здание Санкт-Петербурга[12] — Меншиковский дворец для князя А. Д. Меншикова, также на Стрелке острова находились ветряные лесопильни. Освоение территории началось в середине 1710-х годов, когда у Петра I возник план создать на острове город, подобный городам Европы — Санкт-Петербург. По проектам, разработанным в 1716, 1718 и в 1720-х[уточнить] годах архитектором Д. Трезини, распланирована сеть параллельных улиц-каналов и пересекающих их проспектов, ставшая основой дальнейшей застройки.
Хотя от идеи улиц-каналов позже отказались, эти улицы по-прежнему называются линиями.
В восточной части острова и вблизи набережной Большой Невы сосредоточились основные жилые и общественные постройки: здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, здание Петербургской Академии наук и другие. С 1737 года входил в Васильевскую часть Санкт-Петербурга, днём рождения Василеостровского района Санкт-Петербурга принято считать 15 сентября 1737 года[13].
В 1730-х годах сюда был перемещён Петербургский порт, что способствовало дальнейшей застройке.
В 1738 году учреждено духовной властью, что было подтверждено в 1756 году указом светской власти, Смоленское православное кладбище, которое со временем стало представлять собой «уникальный комплекс,
имеющий огромную историческую и художественную ценность»[14].
Район Стрелки Васильевского острова с начала XIX века стал важным архитектурным ансамблем. В конце XVIII — начале XIX веков на острове были сосредоточены почти все научные и учебные заведения города: Петербургская Академия наук, Библиотека Академии наук, Академия художеств, Горный институт, Морской кадетский корпус, Петербургский университет.
В 1843—1850 годах был сооружён первый постоянный мост через Большую Неву (Благовещенский мост), связавший Васильевский остров с Адмиралтейской стороной. Во второй половине XIX — начале XX веков на острове велось активное жилищное строительство, появились новые общественные здания. В южной и северной частях Васильевского острова возник ряд крупных промышленных предприятий (заводы: Трубочный, «Сименс-Гальске», Кабельный, «Сименс-Шуккерт» и другие, крупнейший — Балтийский завод). 16 (29) сентября 1907 года[15] из старейшего в городе Василеостровского трамвайного парка вышли вагоны в первые регулярные рейсы. Сейчас в исторических ангарах расположен Музей электротранспорта. В конце XIX века на Васильевском острове начала свою работу в Санкт-Петербурге фирма «Эрикссон»: она арендовала дом № 9 по 20-й линии, где разместила телефонную фабрику, которая работала в этом доме в 1897—1901 годах[16].
XX—XXI века |
В 1917 году Васильевский остров и соседний остров Голодай (ныне остров Декабристов) вошли в состав Василеостровского района (в 1936—1961 годах часть Васильевского острова к западу от 12-й и 13-й линий образовывала отдельный Свердловский район).
В 1920-х годах началась реконструкция западной части Васильевского острова.
В 1950—1960[уточнить] годах продолжалась застройка района Гавани и реконструкция Большого проспекта Васильевского острова. В конце 1960-х годов началось формирование нового района в западной части Васильевского острова, являющегося морским фасадом Санкт-Петербурга (сооружался на намывных территориях, руководитель проекта архитектор С. И. Евдокимов, позднее — архитекторы В. А. Сохин и В. Н. Соколов), в его составе — Морской вокзал — центр ансамбля площади Морской Славы, Морская набережная, гостиница «Прибалтийская»[17].
Новая застройка формируется вместе с продвижением намывных территорий к западу, в сторону Финского залива, от Наличной улицы, название которой соответствует по смыслу слову «набережная», но которая уже давно не выходит непосредственно к морю. К западу от Наличной ул. формируются новые практически меридиональные опоясывающие магистрали — ул. Кораблестроителей и незавершённая Морская набережная (которая в связи с дальнейшим намывом земель в начале XXI века в рамках проекта «Морской фасад» также утрачивает актуальность своего названия). Западнее последней во втором десятилетии XXI века строится участок трассы Западного скоростного диаметра, который должен соединить кратчайшим путём северный и южный берега Финского залива.
Развивался район устья реки Смоленки с Новосмоленской набережной. На левом берегу возведён ряд интересных многоэтажных жилых зданий на бетонных «ногах» для предотвращения затопления при ежегодных наводнениях, а на правобережье (то есть со стороны острова Декабристов) возведён вдоль реки один из самых длинных домов в Петербурге (Новосмоленская наб., д. 1), оформляющий большой квартал. В этом здании разместился престижный в перестроечные годы Центр фирменной торговли.
Обустройство и градостроительное завершение самого устья Смоленки до сих пор не окончено. В самом устье на существующем небольшом прямоугольном острове, соединённом с берегами четырьмя мостами, планировалось возвести некое величественное, хорошо видное с моря, сооружение — монумент Октябрьской революции с памятником Ленину, но проект остался неосуществлённым.
Теперь этот участок территории уже непосредственно к морю не выходит из-за появления в начале XXI века следующих намывных территорий под проект «Морской фасад», в рамках которого построены причалы для приёма паромов и крупнейших морских круизных лайнеров и будут строиться многоэтажные жилые комплексы.
На островке в устье Смоленки же, по данным на 2012 г., планировалось возведение авангардного здания Театра песни Аллы Пугачевой[18][19].
Предыдущие планы застройки островка в постсоветское время включали возведение там филиала или перенос в целом Центрального военно-морского музея[20], в том числе в виде пирамиды, увенчанной гигантской статуей «морского» апостола Андрея Первозванного[21] работы Альберта Чаркина, гостиницу или бизнес-центр[20].
В настоящее время производятся работы по дополнительному расширению Васильевского острова в сторону Невской губы и уже построена первая очередь нового Морского пассажирского порта, который используется для приема пассажирских паромов, курсирующих между столицами стран балтийского региона, и океанских круизных лайнеров, которые из-за большой осадки не могут пришвартоваться на Неве (как это делают пассажирские суда меньшего тоннажа) и не очень хотят в малопригодном для пассажиров основном грузовом Морском торговом порту города, как это обычно делалось ранее с самыми крупнотоннажными судами. Некоторую обеспокоенность части общественности вызывают планы по приёму с паромов на Васильевском острове автомобильных контейнерных грузов, необходимому, по мнению его инициаторов, для всесезонной рентабельности порта. Эта обеспокоенность связана с сложностью транспортной ситуации на Васильевском острове и выездах с острова и с возможным ухудшением экологической обстановки в соседних с трассами жилых кварталах.
Перспективы |
Правительство Санкт-Петербурга планирует искусственно увеличить на 30 % площадь острова в западной части[22][23].
Транспортное сообщение острова с другими районами города |
Васильевский остров соединён разводными Благовещенским и Дворцовым мостами через Большую Неву с центром города (Адмиралтейским островом), Тучковым и Биржевым через Малую Неву — с Петроградской стороной; с соседним островом Декабристов он соединён четырьмя неразводными мостами через реку Смоленку — Уральским, Смоленским, Наличным и мостом Кораблестроителей, а также одним пешеходным Ново-Андреевским мостом. С искусственным островом в устье реки Смоленки его соединяют два — 1-й Смоленский и 3-й Смоленский мосты, по которым официальные транспортные городские магистрали ещё не построены.
Через остров Декабристов Васильевский остров связан с северными и южными районами города посредством неразводных мостов Западного скоростного диаметра (был построен в декабре 2016 года), а через неразводной мост Бетанкура — c Петроградской стороной (открыт 13 мая 2018 года).
Планировавшееся в конце срока полномочий губернатора В. И. Матвиенко строительство Ново-Адмиралтейского моста в створе 22—23-й линий[24] с приходом к власти администрации губернатора Г. С. Полтавченко находится под вопросом, в связи с сокращением доходов городского бюджета.
На Васильевском острове находится станция метро «Василеостровская» и второй (южный) вестибюль станции «Спортивная»[25]. Кроме этого, в непосредственной близости от Васильевского — на острове Декабристов расположена станция «Приморская».
Трамвайная линия Васильевского острова связана с общегородской трамвайной сетью по Тучкову мосту.
На Васильевском острове существует железнодорожная линия, пролегающая между петербургскими предприятиями «Севкабель» и «Балтийский завод», с материковой железнодорожной сетью связь осуществляется с помощью парома к станции Новый Порт[26].
Фотогалерея |
См. также |
- Василеостровский район
- Василеостровская (станция метро)
- Стрелка Васильевского острова
- Остров Декабристов
- Серный остров
Примечания |
↑ Численность постоянного населения в разрезе муниципальных образований Санкт-Петербурга по состоянию на 1 января 2017 года
↑ Правительство Санкт-Петербурга, ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 февр. 2006 г. N 117 (с измен. на 31 марта 2017 года): «О Реестре наименований…», п. 1.2.2.6.
↑ Окрестности Петербурга — Топонимический указатель (погосты)
↑ Окрестности Петербурга — Переписная окладная книга Водской пятины 1500 года
↑ Клейненберг И. Э. Упоминание в ливонском документе 1426 г. Васильевского острова
↑ C. Öhlander, Bidrag till kännedom om Ingermanlands historia och förvaltning. I. 1617—1645. Upsala 1898
↑ Шведская карта низовьев Невы 1640-х годов. // Вспомогательные исторические дисциплины, Том X. Л. 1978
↑ Г. Ю. Никитенко. Васильевский остров. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Проверено 11 марта 2018.
↑ О. И. Конькова. Ижора. «Коренные малочисленные народы Ленинградской области» (2014). Проверено 11 марта 2018.
↑ Меншиковский дворец. «Прогулки по Санкт-Петербургу». Проверено 11 марта 2018.
↑ А. И. Богданов. Описание Санктпетербурга (1997). Проверено 11 марта 2018.
↑ Если не считать Петропавловскую крепость.
↑ «Васильевский остров отметит юбилей» (недоступная ссылка) «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) 11 сентября 2007 года
↑ Никитенко, Соболь: Дома и люди Вас. о-ва, 2008, с. 139—140.
↑ 1907 год в истории общественного транспорта
↑ Никитенко, Соболь: Дома и люди Вас. о-ва, 2008, с. 440.
↑ (в начале XXI века название «Морской фасад» в Петербурге приобрело и более узкий смысл — при написании с большой буквы и в кавычках оно стало обозначать новый конкретный проект создания намывных территорий для развития морского круизного туризма и создания многофункциональной застройки — см. Морской фасад)
↑ Алла Пугачева построит свой Театр песни в Петербурге — Газета. Ru | Культура
↑ Театр песни Аллы Пугачевой в Петербурге начнут строить этим летом — Новости Петербурга, строительные новости — Карповка
↑ 12 На острове в устье Смоленки вместо Военно-Морского музея построят гостиницу — События — Невастройка Архивная копия от 16 марта 2013 на Wayback Machine
↑ В Санкт-Петербурге поставят памятник покровителю флота — апостолу Андрею Первозванному | Новости TV
↑ «Петербургский дневник» — официальное издание правительства Санкт-Петербурга
↑ Санкт-Петербургская интернет-газета | СПИГ | Морской портовый терминал | Фотохроника
↑ Переправа в перспективе
↑ Первый (северный) вестибюль станции метро «Спортивная» находится на Петроградском острове.
↑ Железнодорожная линия на Васильевском острове
Литература |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Портал «Санкт-Петербург» | |
Васильевский остров на Викискладе | |
Васильевский остров в Викигиде |
- Медерский Л. А. Васильевский остров. — Искусство, 1958. — 72 с. — 10 000 экз.
Пирогов П. П. Васильевский остров. — Л.: 1966.
Лисовский В. Г. Ленинград: Районы новостроек. — Л.: 1983.- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 433—434. — 511 с.
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 298—299. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
- Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 31. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Василеостровский район: Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга. — СПб.: 2002.
Бузинов, В. М. Десять прогулок по Васильевскому. — СПб.: 2006.- Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Дома и люди Васильевского острова / Л. И. Янцева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. — 735 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9524-3754-8.