Искусство Древней Греции






«Дельфийский возничий», ок. 475 г. до н. э., Археологический музей, Дельфы. Один из немногих сохранившихся оригиналов античной бронзы


Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи. Характерно для Древней Греции, её колоний, части Скифии и эллинистического побережья Передней Азии.




Содержание






  • 1 Периодизация древнегреческого искусства


    • 1.1 Характеристика периодов


      • 1.1.1 Эпоха геометрики


        • 1.1.1.1 Поздняя геометрика




      • 1.1.2 Архаический период (VII—VI вв. до н. э.)


      • 1.1.3 Классический период (5 в. до н. э.— сер.4. в. до н. э.)


      • 1.1.4 Эллинизм






  • 2 Виды искусств


    • 2.1 Архитектура


    • 2.2 Скульптура


    • 2.3 Живопись


    • 2.4 Декоративно-прикладное искусство Древней Греции


      • 2.4.1 Вазопись


      • 2.4.2 Костюм




    • 2.5 Литература


    • 2.6 Театр


    • 2.7 Музыка




  • 3 Памятники


    • 3.1 Материальные свидетельства




  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





Периодизация древнегреческого искусства |



  • предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство) — ХХХ в. до н. э. — XII в. до н. э.

  • Ахейско-минойское искусство




  1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н. э.—VIII в. до н. э.


    1. Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н. э.— ок. 900 г. до н. э.


    2. Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н. э.— ок. 750 г. до н. э.


    3. Поздний геометрический период (Дипилон) — ок.750 г. до н. э.— нач. VII в. до н. э.




  2. Архаический период — VII в. до н. э.— нач. V в. до н. э.


    1. Ранняя архаика — нач. VII в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.


    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.


    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.




  3. Классический период — V в. до н. э.— сер. IV в. до н. э.


    1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н. э.


    2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н. э.


    3. Поздняя классика — IV в. до н. э.




  4. Эллинистический период — сер. IV в. до н. э. — I в. до н. э.



Характеристика периодов |



Эпоха геометрики |





Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725—700 гг. до н. э., Лувр


  • Эпоха получила название по виду вазописи.

Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.


В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставлено на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Характерна сырцово-деревянная архитектура с перекрытиями вальмового типа (четырёхскатная крыша). Постройки, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.




  • Храм Аполлона Карнейского на о. Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.

  • Храм Артемиды Орфии в Спарте.

  • Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).


Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.


Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.



Поздняя геометрика |



Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н. э. Лувр


Эпоха поздней геометрики получила название «дипилонской» по сосудам и фрескам, найденным у Дипилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т. н. ковровое решение.


Изображения человека выполняются практически по-древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лощение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.


Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:



  • стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле

  • стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.



Архаический период (VII—VI вв. до н. э.) |




Голова куроса, Музей Афинского Акрополя


7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).


Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.



Классический период (5 в. до н. э.— сер.4. в. до н. э.) |


Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.



Эллинизм |


Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы:
1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и её распад в результате войн диадохов;
2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования.
3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э. — период упадка эллинизма и его гибели.


Отмечают отход в III—II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие — с «суровой любовью к року»[1].





Виды искусств |



Архитектура |



Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира.
В греческой архитектуре получили распространение три архитектурных ордера (стиля): дорический, ионический, коринфский.



Скульптура |



Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён, великих, скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода — эллинизма.


См. также: Канон Поликлета.


Живопись |




Декоративно-прикладное искусство Древней Греции |




Вазопись |



Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.



Костюм |



Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела.
На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками.



Литература |



Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Ко всему этому присоединяется порча первоначальных текстов по вине времени, по невежеству переписчиков и иным обстоятельствам



Театр |



В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.



Музыка |



Древнегреческая музыка (наряду с поэзией) оказала большое влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки. Из греческого произошло само слово «музыка». Музыка как предмет образования и воспитания и как составляющая общественной жизни играла огромную роль. Музыка, по Аристотелю («Политика»), — один из четырёх основных предметов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием. Платон вспоминает изречение Сократа о том, что нельзя что-либо изменить в музыке без изменений в государственном устройстве и человеческой жизни.



Памятники |



Материальные свидетельства |



  • Археологические памятники

  • Римские копии



Примечания |





  1. Мюнхенский профессор Адольф Фуртвенглер




Литература |



  • Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. — Искусство, 1987.

  • Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. — М., 1953.

  • Бритова Н.Н. Греческая терракота. — М., 1969.

  • Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. — М., 1972.

  • Колпинский Ю. Д. Искусство Древней Греции. — М.: Искусство, 1961.

  • Колпинский Ю. Д. Скульптура Древней Эллады. — М.: Искусство, 1963.

  • Лосев А.Ф. История античной эстетики. — М., 1963-1988.

  • Полевой В. М. Искусство Греции. — М.: Советский художник, 1984.

  • Сомов А. И.,. Древне-греческое искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  • Таруашвили Л. И. Искусство Древней Греции: Словарь. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 336 с. — ISBN 978-5-94457-188-5



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}






  • Древняя Греция. Культура, история, искусство, мифы и личности

  • Ю. Колпинский. Искусство Древней Греции

  • Скульптура Древней Греции

  • Архитектура Древней Греции

  • Эгейское искусство

  • ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Медиаэнциклопедия ИЗО.


  • А. В. Степанов. Искусство Древней Греции: Лекции в Смольном институте свободных искусств и наук. Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.








Popular posts from this blog

QoS: MAC-Priority for clients behind a repeater

Ивакино (Тотемский район)

Can't locate Autom4te/ChannelDefs.pm in @INC (when it definitely is there)