Сталинская архитектура














Москва, Министерство иностранных дел, арх. Владимир Гельфрейх


Ста́линская архитекту́ра— направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до конца 1950-х годов, представляющее собой характерный узнаваемый сплав нескольких архитектурных стилей и отличающееся от предшествующих направлений в архитектуре СССР и архитектуры 1930-1950-х годов за рубежом. Пришедшая на смену рационализму и конструктивизму в период правления Иосифа Сталина, архитектурная политика способствовала становлению классического монументального стиля, во многих чертах близкого к ампиру, эклектике и ар-деко. Нередко сталинскую архитектуру, с ее монументализмом, идеологичностью, культом героического прошлого, рассматривают в контексте тоталитарной архитектуры XX века и усматривают в ней типологически сходные черты с современной ей итальянской и немецкой архитектурой, однако в сталинской архитектуре обнаруживается немало сходств с неоклассическими архитектурными направлениями первой половины XX века, не связанными с тоталитарными государствами, например с североевропейским неоклассицизмом. После окончания Второй мировой войны сталинская архитектура, достигшая своей зрелости и широко распространившаяся по городам СССР, проникла в страны Восточной Европы, Китай, КНДР. В России начала XXI века наблюдается интерес к сталинской архитектуре, проявляющийся в попытках её упрощенного копирования («новые сталинки») и реконструкции сталинских зданий с различной степенью воссоздания первоначального декора. Сталинская архитектура встречала и встречает самые полярные оценки — от признания её выдающимся достижением советского и в целом мирового зодчества до полного отрицания в ней какой-либо эстетической и художественной ценности. В значительной степени подобные расхождения в оценках архитектурного стиля связаны с неоднозначностью оценки самого сталинского периода в истории СССР.




Содержание






  • 1 Краткая характеристика направления


  • 2 Возникновение и развитие направления


    • 2.1 Периодизация


    • 2.2 Переходный период


    • 2.3 Закат монументального классицизма




  • 3 Элементы различных стилей в сталинской архитектуре


    • 3.1 Ар-деко


    • 3.2 Неоклассицизм


    • 3.3 Ампир


    • 3.4 Эклектика и постройки в других стилях




  • 4 Тоталитаризм и архитектура


  • 5 Сталинская архитектура в городах России


  • 6 Международное влияние


  • 7 Известные архитекторы — представители стиля


  • 8 См. также


  • 9 Примечания


  • 10 Литература


  • 11 Ссылки





Краткая характеристика направления |





Капители железнодорожного вокзала станции Сочи.


Отличительные черты стиля: комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания на основе социалистической урбанистики.




  • ансамблевая застройка улиц и площадей;

  • синтез архитектуры, скульптуры и живописи;

  • разработка традиций русского классицизма;

  • использование архитектурных ордеров, позднее - их вольная трактовка (например, добавление в капители звезд);


  • барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся, а также на темы триумфа и регалий власти (фасции, ликторские топорики, венки, копья и т. д.);

  • оптимистический настрой всего произведения;

  • использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров;

  • нависающие объемы.



Возникновение и развитие направления |



Периодизация |




Жилой дом (Свердловск, 1932), арх. Оранский


В советской архитектуре 1918—1959 гг. выделяется два периода:



  • Период с 1918 по 1932 годы был временем архитектурного авангарда, когда предлагались и широко воплощались самые революционные градостроительные, дизайнерские и архитектурные проекты в духе конструктивизма. В это время существовал активный обмен идеями и проектами между западными и российскими архитекторами, отталкивавшимися от архитектурного наследия предшествующих эпох.

  • После этого произошёл переход к архитектуре с отчетливо ретроспективистским уклоном, условно его можно назвать «советским монументальным классицизмом». Границей перехода к новой архитектуре стал, во-первых, конкурс на проектирование Дворца Советов, после завершения которого подавляющее большинство новых архитектурных объектов строилось в новом стиле (с лета 1932 года к строительству в СССР не принимался ни один проект, созданный в стиле строгого конструктивизма)[1], и, во-вторых, массовый снос дореволюционных исторических зданий в Москве (ноябрь 1934 года). В 1934 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами. Это создание дворцов культуры, спортивных комплексов, индустриальных центров, санаториев и пионерских лагерей. Архитекторы в этот период работают в больших творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, зодчих и художников, которыми руководят лидеры советской архитектуры. Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов. «Советский монументальный классицизм» в целом обрёл окончательные черты к концу 1930-х годов и распространился на многие крупные и малые провинциальные города уже в послевоенное время. В главных чертах, это архитектурное направление сформировалась в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Конкурсы проходили в несколько этапов, при открытом обсуждении, и выявили ярких талантливых художников. Победитель конкурса — Б. М. Иофан, оптимистическое звучание произведений которого стало яркой страницей предвоенной архитектуры. Мастера, получившие вторые, третьи премии, и их ученики — Г. П. Гольц, И. В. Жолтовский, Л. В. Руднев, М. А. Минкус, впоследствии возглавили это архитектурное направление.[2] Уже в период Великой Отечественной войны архитекторы начинают работать над проектами восстановления разрушенных городов, мемориалами и триумфальными арками для встречи советских героев. В художественном образе этих произведений был оптимизм победы.[3] В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов. Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное произведение должно было внушать уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. Яркими примерами являются Главное здание МГУ, комплекс павильонов ВСХВ, здание МИД СССР на Смоленской-Сенной площади [1].



Переходный период |


Переход от авангарда к «монументальному классицизму» (1931—1938 гг.) не был одномоментным: некоторые специалисты считают архитектуру этого периода постконструктивизмом, другие исследователи называют его советским вариантом ар-деко. Примером архитектуры переходного периода является здание петербургского Фрунзенского универмага и хорошо известный «Дом на набережной» в Москве. Сооружения этого времени, относительно декорированные внешне, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями. Источниками этого направления были архитектурные стили — «палладианство», «боз-ар» и «неоклассицизм».



Закат монументального классицизма |


Завершение периода архитектуры «советского монументального классицизма» произошло после выхода инициированного Н. С. Хрущёвым Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»[4], а также целый ряд других программных документов («О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства», «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» и другие). После этого началась коренная перестройка советской архитектуры и строительной отрасли, связанная с переходом на широкую индустриализацию, стандартизацию и унификацию, необходимую для скорейшего удовлетворения населения страны жильем и общественно-бытовыми учреждениями. Сталинская архитектура к этому времени по ряду оценок достигла своего кризиса, наметилась тенденция к «тиражированию» одних и тех же декоративных решений, часто не только ухудшавшая художественный уровень исполнения отделки фасадов, но и удорожавшая работы по сооружению зданий, что оценивалось особенно негативно в свете запланированного перехода к массовому жилищному строительству. Новая архитектура более аскетична, «функциональна», опиралась на сравнительно небольшой круг типовых проектов и предполагала массовое строительство с использованием произведенных на строительных заводах стандартных блоков и конструкций. Это обусловило полную смену парадигмы советского градостроения, переход к качественно иной структуре жилых районов, появление новых методов проектирования и строительства. Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, реализация этой программы привела к массовому упрощению проектов, снижению их эстетических качеств и фактическому сужению простора для творчества архитекторов по сравнению с «тоталитарным» сталинским периодом.


Несмотря на это, здания по «сталинским» проектам с упрощённым декором продолжали возводиться во многих городах ещё в конце 1950-х — начале 1960-х годов, параллельно со строениями в новом официальном стиле. Например, застройка центрального района Дзержинска началась в 1958—1959 годах с возведения по улице Ленина со стороны Дома Культуры Химиков типичных «сталинок» с отсутствующими декоративными элементами на фасадах, а завершилась в 1964—1966 годах уже типичными пятиэтажными «хрущевками» со стороны улицы Гайдара, при сохранении в общих чертах исходной планировки по проекту архитекторов Л. А. Салищева и А. Ф. Кусакина середины 1950-х годов.



Элементы различных стилей в сталинской архитектуре |



Ар-деко |


В сталинской архитектуре ар-деко занимает особое место. Практически все крупные объекты и ансамбли — Дворец Советов, высотные здания, библиотека им. Ленина, довоенная и послевоенная ВДНХ, ансамбль 6 очередей строительства Московского метрополитена — по своим особенностям и конструктивно-художественным решениям являются самыми яркими примерами стиля ар-деко в СССР. Становление стиля ар-деко в СССР началось в конце 1920-х годов и наиболее ярко было развито в Ленинграде, где был возведен такой крупный объект, как Фрунзенский универмаг.
В довоенной Москве стиль ар-деко занял лидирующее место в архитектуре в ходе проектирования здания Дворца Советов по проекту архитекторов Б. М. Иофана, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха.
В архитектуре Московского метрополитена стиль ар-деко наиболее ярко был представлен станциями «Дворец Советов» (Кропоткинская), «Сокол», «Аэропорт» и «Маяковская», созданные по проекту А. Н. Душкина.
В мировом масштабе стиль ар-деко в СССР стал известен благодаря выставочным павильонам СССР на Всемирных выставках 1937 и 1939-х гг.


В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное десятилетие ар-деко приобрёл ярко выраженные черты ретроспективизма, при этом сохраняя основные принципы стиля: современное конструктивное решение, закономерность и чёткость, национальные мотивы и роскошные (дорогие) отделочные материалы. Такими примерами стали почти все послевоенные станции Московского метрополитена, высотные здания, общее художественное решение реконструированной ВСХВ, ряд зданий в Москве, Минске и в других городах СССР. Последним крупным объектом, полностью совпадающим с основными принципами стиля, стала первая очередь Петербургского метрополитена.




Неоклассицизм |


В сталинской архитектуре неоклассика занимала центральную и лидирующую роль наряду с ар-деко. Основоположниками советского неоклассицизма стали такие выдающиеся архитекторы как И. В. Жолтовский, И. А. Фомин и др. Советский неоклассицизм основывался на античном и классическом наследии и логично продолжал дореволюционные тенденции русской архитектуры. Характерная ансамблевость и целостность образа стала основой для последующего развития сталинской архитектуры, что было отражено в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года.
Одним из самых первых зданий в стиле неоклассицизма стал знаменитый дом на Моховой, построенный по проекту И. В. Жолтовского, который стал «последним гвоздём в гроб конструктивизма».
В период с 1931 по 1955 год в стиле неоклассицизма были значительно перестроены такие большие транспортные магистрали, как улица Горького, Ленинский, Ленинградский и Кутузовский проспекты, Садовое кольцо и др. В послевоенной архитектуре неоклассицизм стал определяющим стилем в планировке и застройке таких восстанавливаемых городов, как Калинин, Минск, Сталинград и др. К сталинской неоклассике относятся почти все серии типовых двух- и трёхэтажек, именуемых в народе «немецкими» домами, которые, вопреки слухам, являются произведениями советских архитекторов.
Уже к началу 1950-х годов неоклассицизм «переродился» в сталинский ампир, а в 1955 году, наряду со всей архитектурной традицией, неоклассицизм был практически запрещён как развивающийся стиль.




Ампир |



Здания в стиле ампир (так называемый «сталинский ампир») логично продолжили традиции первого этапа стиля, длившегося почти большую часть XIX века. Сочетая классические пропорции и основные символические мотивы во внешней отделке, ампир был развит и существенно расширен, где фигурировали в лепных украшениях героизированные люди разных профессий. Фасады подчёркнуты укрупнённым композитным ордером, и очень часто применялся в цокольных этажах руст. Главным отличительным примером сталинского ампира является портик и парадная фасадная композиция. Часто термином «сталинский ампир» огульно именуют и сталинские высотки, и ансамбли ВСХВ, и оформление станций Московского метрополитена, которые являются ампирными только отчасти, в целом же представляют собой примеры ретроспективизма с привкусом ар-деко.




Эклектика и постройки в других стилях |


Сталинская архитектура, будучи интернациональным направлением в искусстве, в архитектуре выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, соответствующих каждому национальному направлению республик и областей. Наиболее ярко это движение было выражено в элементах декоративного оформления Высотных зданий, станций метрополитена, в республиканских и областных центрах и т. д. Самым главным примером подобного подхода стал ансамбль Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки, реконструированный в 1950—1954-х гг. Будучи решённым в общем стиле ар-деко, каждый павильон выставки представлял собой выражение каждого региона или отрасли, что давало архитекторам серьёзную задачу работы в нескольких архитектурных стилях одновременно. Особенно яркими работами стали павильоны по проекту Жукова, Полупанова, Кликса, Ревякина, Ашастина, Ефимова и др. авторов.
К числу лучших примеров в довоенной архитектуре СССР относятся: Театра оперы и балета в Ташкенте, здания Верховного совета и ИМЭЛа в Тбилиси, застройка центральных площадей в Ереване, административные и гражданские сооружения в Баку и в др. городах.




Тоталитаризм и архитектура |


Архитектуру сталинского периода отдельные авторы относят к одному из наиболее масштабных проявлений тоталитарной архитектуры (наряду с нацистским неоклассицизмом)[6][7].
Историк архитектуры Дмитрий Хмельницкий отмечает, что тоталитаризм архитектуры данного периода заключался не в стилистике неоклассицизма, использовавшейся и ранее, а в лишении архитекторов право на индивидуализм в работе. Партийные функционеры отвергали авангард и другие современные течения, таким образом единственными вариантами оказывались эклектика и историзм[8].



Сталинская архитектура в городах России |



  • В Москве — «сталинские высотки» (здания МГУ, МИД и Министерства транспорта, жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади, гостиницы «Ленинградская» и «Украина»), Архитектурные сооружения ВДНХ. Ансамбли Тверской улицы, Кутузовского, Ленинского, Ленинградского проспектов, проспекта Мира, Краснопрудной[9][10], Русаковской, Щербаковской и других улиц, Лубянской, Суворовской и других площадей Садового кольца. Архитектура канала имени Москвы. Архитектура станций Московского метрополитена второй — пятой очередей.

  • В Санкт-Петербурге (Ленинграде) — Дом Советов, ансамбли Московского проспекта, проспекта Энгельса, проспекта Стачек, Ивановской улицы, квартал в районе Наличной улицы и Большого проспекта Васильевского острова, площади Калинина, Светлановская, Комсомольская, Заневская; станции первой очереди Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена, ансамбль привокзальной площади Колпино, вокзал в Пушкине. В Санкт-Петербурге сталинская архитектура характеризуется меньшей этажностью, нежели в Москве. Среди самых высоких домов, выполненных в этом стиле, — дом 190 по Московскому проспекту (дом со шпилем) у метро «Парк победы» и дома 46, 44 по ул. Кузнецовской. В петербургских домах высота редко превосходит 12 этажей, основной массив застройки — 5-8-этажные здания. Конструктивно здания представляют собой кирпичные, как правило, прямоугольные в плане строения с заглубленным на 1,5-2 метра фундаментом и эксплуатируемым подвалом, материал стен — кирпич или шлакоблок, оштукатуренный снаружи по стальной сетке. Материал перекрытий в домах довоенной постройки — деревянные пропитанные балки, после войны — бетонные балки с желобами. Внутри стены и перекрытия оштукатуривались по деревянной дранке, на пол, как правило, укладывалась керамическая плитка и паркет по лагам, в жилых помещениях применялась листовая сухая штукатурка и фанера, полости обычно засыпались шлаком. Дома в основном имеют металлическую двускатную или шатровую кровлю по деревянной стропильной системе с высотой чердака от метра до трех в коньке. Чердачные помещения, как правило, засыпались шлаком в целях теплоизоляции. Лестничные марши сборные; по стальным или бетонным направляющим укладывались бетонные ступени. В большинстве домов выше трех этажей предусмотрены лифты. Дверные и оконные заполнения, как правило, деревянные двустворчатые.

  • В Нижнем Новгороде (Горьком) — Дом связи, Центральный универмаг. Ансамбли площадей: Горького, Железнодорожников и Революции. Ансамбль Соцгорода Горьковского автозавода.Проспекты: Кирова и Октября.


  • В Волгограде (Сталинграде) — Аллея Героев, ансамбль набережной, площади Павших борцов, проспект Ленина, ансамбль улицы Мира, ансамбль улицы Советской, театр Драмы, педагогический университет, планетарий, железнодорожный вокзал, Волго-Донской судоходный канал.


Международное влияние |


Сталинская архитектура оказала влияние на архитектуру социалистических стран. Известный пример такого влияния — Дворец культуры и науки в Варшаве (построено по советскому проекту).


В отличие от СССР, в Китае и КНДР строительство зданий в духе сталинской архитектуры продолжалось ещё многие десятилетия после смерти Сталина.




  • В Берлине — Мемориальный комплекс в Трептов-парке, Карл-Маркс-аллее (бывшая аллея Сталина), здание посольства РФ на ул. Унтер-ден-Линден, 63.

  • В Бухаресте — Дом свободной прессы, Дворец Парламента.

  • В Варшаве — Дворец науки и культуры, район улицы Маршалковской.

  • В Каире — правительственное здание «Могамма» на площади Тахрир.

  • В Софии — Партийный дом, Президентский дворец, здание Совета министров.

  • В Улан-Баторе — Дворец правительства, здание Министерства иностранных дел Монголии, вокзал

  • В Хельсинки — советское посольство

  • В Шанхае — Шанхайский выставочный центр



Известные архитекторы — представители стиля |







  • Алабян, Каро Семёнович

  • Гельфрейх, Владимир Георгиевич

  • Голубев, Александр Николаевич

  • Гольц, Георгий Павлович

  • Душкин, Алексей Николаевич

  • Жежерин Борис Петрович

  • Иофан, Борис Михайлович

  • Кочар, Геворг Барсегович

  • Лангбард, Иосиф Григорьевич

  • Мезенцев, Борис Сергеевич

  • Мержанов, Мирон Иванович

  • Минкус, Михаил Адольфович

  • Мотылёв, Михаил Иванович

  • Поляков, Леонид Михайлович

  • Посохин, Михаил Васильевич

  • Руднев, Лев Владимирович




  • Рухлядев, Алексей Михайлович

  • Симбирцев, Василий Николаевич

  • Троцкий, Ной Абрамович

  • Федоровский, Фёдор Фёдорович

  • Фомин, Иван Александрович

  • Чечулин, Дмитрий Николаевич

  • Шепилевский, Модест Анатольевич

  • Щуко, Владимир Алексеевич

  • Щуко, Георгий Владимирович

  • Щусев, Алексей Викторович

  • Улинич, Борис Яковлевич




См. также |



  • Сталинка

  • Сталинские высотки

  • Сталинская реконструкция Москвы



Примечания |





  1. 12 Хмельницкий Д. С. Предисловие // Архитектура Сталина: Психология и стиль / Редактор: Крюкова Е. П.. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. — С. 6. — 376 с. — 1200 экз. — ISBN 5-89626-271-1.


  2. Цапенко М. П. О реалистических основах советской архитектуры. — М.: ГИЗ по строительству и архитектуре. — 396 с.


  3. Из истории Советской архитектуры 1941—1945 гг. Документы и материалы. — М.: «Наука», 1978. — 212 с.


  4. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (04.11.1955). — СовАрх. Проверено 1 августа 2011. Архивировано 8 февраля 2012 года.


  5. Соковнина В. Как питерцы Екатеринбург строили [по материалам лекции Л. Н. Смирнова // Berlogos: Интернет-журнал о дизайне и архитектуре. — 21.07.2015.]


  6. Тоталитаризм в Европе XX века: : из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. Памятники исторической мысли, 1996. Стр. 229 и след.


  7. С. Г. Иванов. Архитектура в культуротворчестве тоталитаризма. Киев: Стилос, 2001.


  8. Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. — М.: Прогресс-Традиция, 2007.


  9. Краснопрудная улица, Путеводитель по трамвайной Москве


  10. Петр Сытин: «КРАСНОПРУДНАЯ УЛИЦА», 2 июля 2012




Литература |



  • Архитектура канала Москва — Волга. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1939.

  • Васькин А. А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. — М.: Спутник+, 2009.

  • Володин П. А. Новые жилые дома. — М.: ГИЛСА, 1952.

  • Всесоюзная Сельскохозяйственная выставка. Павильоны и сооружения. — М.: Искусство, 1954.

  • Кожев М. П., Прохорова М. И. Архитектура парков СССР. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940.

  • Корнфельд Я. А. Архитектура Страны Советов. Театры. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1948.

  • Корнфельд Я. А. Лауреаты Сталинской премии в архитектуре. 1941—1950. — М.: ГИЛСА, 1953.

  • Кулешов Н., Позднев А. Высотные здания Москвы. — М.: Московский рабочий, 1954.

  • Лагутин К. К. Архитектурный образ советских общественных зданий: Клубы и театры. — М.: Искусство, 1953.

  • Меерович М. Наказание жилищем. Жилищная политика в СССР как средство управления людьми. 1917—1937. — М.: Росспэн, 2007.

  • Паперный В. З. Культура два. — М.: НЛО, 1996 (второе изд. 2006).

  • Хигер Р. Я. Архитектура речных вокзалов. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940.

  • Хмельницкий Д. С. Зодчий Сталин. — М.: НЛО, 2007.

  • Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. — М.: Прогресс-Традиция, 2007.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}






  • СовАрх — проект «Советская архитектура» — сайт о советской архитектуре


  • Высотные здания Москвы.

  • Планировочно-композиционные методы проектирования городов в СССР 1930—1950-х годов




Popular posts from this blog

AnyDesk - Fatal Program Failure

How to calibrate 16:9 built-in touch-screen to a 4:3 resolution?

QoS: MAC-Priority for clients behind a repeater