Чилеа, Франческо














































Франческо Чилеа
итал. Francesco Cilea
Франческо Чилеа.jpg
Основная информация
Дата рождения
23 июля 1866(1866-07-23)
Место рождения
Реджо-ди-Калабрия
Дата смерти
20 ноября 1950(1950-11-20) (84 года)
Место смерти
Варацце
Страна
Италия
Профессии

композитор

Инструменты
фортепиано
Жанры
Оперная музыка
Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе

Франческо Чилеа (итал. Francesco Cilea, 23 июля 1866, Реджо-ди-Калабрия — 20 ноября 1950, Варацце) — итальянский композитор.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Творчество


  • 3 Сочинения


  • 4 Примечания


  • 5 Литература





Биография |


Франческо Чилеа родился 23 июля 1866 года в городе Пальми (Palmi), провинция Реджо-ди-Калабрия в семье адвоката. Его мать страдала психической болезнью[1], из-за чего мальчик жил у бабушки. Отец, несмотря на совет дирижёра местного церковного оркестра отдать мальчика учиться игре на фортепиано, поместил Франческо в частное учебное заведение в Неаполе, чтобы тот стал адвокатом. Однако Франческо стремился стать композитором. После встречи с библиотекарем Неаполитанской консерватории Франческо Флоримо, лучшим другом Беллини, он окончательно решает поступить туда на учёбу и так и поступает в 1878 году[1]. Учился под руководством Б. Чези по классу фортепиано и у П. Серрао по классу композиции. Во время учёбы победил во множестве конкурсов, был назначен руководителем студенческого хора и оркестра. В консерватории он знакомится с другим будущим известным композитором — Умберто Джордано. В 1887 году Франческо пишет свою первую оперу «Джина» (либретто Э. Голишиани по мотивам известной комедии). Окончил консерваторию в 1898 году.


В 1890-92 годах Чилеа преподавал в Неапольской консерватории гармонию и игру на фортепиано. После провала его последней оперы «Лесная свадьба» (1909), которая так и не вышла на сцены, Чилеа почти не сочинял и занялся преподаванием.[2] Много путешествовал по городам Италии: в 1892-96 годах жил в Милане, был профессором музыкально-теоретических предметов Музыкального института во Флоренции в 1896-1904 годах. С 1903 года был директором консерватории в Палермо, а в 1916-35 годах — консерватории в Неаполе, основал при ней музыкально-исторический музей в 1928 году.


Последние годы жизни провёл в Риме и Варацце, где и умер 20 ноября 1950 года, похоронен в городе Пальми (Palmi).



Творчество |


Чилеа был видным представителем веризма. Его индивидуальный стиль связан с южноитальянскими вокальными традициями. Мелодичность, полнота музыкальной экспрессии и лиризм сочинений Чилеа привлекали многих известных певцов, таких как Карузо (исполнил партию Федерико в опере «арлезианка»).


Второй оперой Чилеа стала «Тильда», поставленная апреле 1892 года в театре Пальяно во Флоренции. Она имела большой успех, была поставлена во многих городах Италии, а также в Вене осенью того же года.




Прижизненный портрет Адрианы Лекуврер в пьесе Корнеля «Смерть Помпея»


Следующим этапом творчества композитора стала опера «Арлезианка» по одноимённой драме Альфонса Доде. До этого Жорж Бизе написал сюиты, пользовавшиеся популярностью. Однако, Чилеа не боялся конкуренции.[1] Опера впервые была поставлена 27 ноября 1897 года в миланском театре «Лирико». Впоследствии композитор два раза переделывал оперу (1889, 1912). «Арлезианка» пользовалась успехом в 1930-х благодаря постановке в «Ла Скала» (1935-36) с участием Маргериты Карозио (Виветта), Тито Скипы (Федерико), Джанны Педерцини (Роза Мамаи). Фрагмент из оперы «Плач Федерико» стал одной из самых популярных арий тенорового репертуара.


Следующяя опера Чилеа — «Адриана Лекуврёр» (1902) вошла в золотой фонд оперной музыки[1]. впервые была поставлена в театре «Лирико», либретто А. Колаутти по пьесе Эжена Скриба. В мировой премьере пели Анжелика Пандольфини (Адриана), Энрико Карузо (Морис), Джузеппе де Лука (Мишонне), дирижировал Клеофонте Кампанини. Ставилась во многих города Европы. Успех оперы свидетельствовал о совершенствовании Чилеа как композитора и мелодиста, сумевшего воплотить в музыке нюансы человеческой души.


Опера «Глория» стала последней оперой композитора поставленной на сцене. «Глория» была поставлена 15 апреля 1907 года в «Ла Скала». На премьере дирижировал Артуро Тосканини и по мнению Чилеа, из-за того, что он дирижировал без энтузиазма и не любил это произведение, оно не имело успеха[1]. «Глория» была поставлена всего три раза.



Сочинения |



  • Оперы:


  • «Джина» (Неаполь, 1889)

  • «Тильда» (Флоренция, 1892)

  • «Арлезианка» (Милан, 1897)

  • «Адриана Лекуврёр» (Милан, 1902)

  • «Глория» (Неаполь, 1907)

  • «Лесная свадьба» (1909)



  • Сюиты:


  • 1-я (1887)

  • 2-я (1931)



  • Камерно-инструментальные ансамбли:


  • Фортепианное трио (1886)

  • Соната для виолончели и фортепиано (1931)



  • «Песнь жизни» (1913)

  • Романсы

  • Вокализы


и др.



Примечания |





  1. 12345 Евгений Цодоков. Франческо Чилеа (Cilea). Проверено 2 сентября 2010. Архивировано 9 мая 2012 года.


  2. Франческо Чилеа. Проверено 2 сентября 2010. Архивировано 9 мая 2012 года.




Литература |



  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 6. — С. 240-241. — 1005 с.

  • Краткий биографический словарь композиторов / Гл. ред. И. В. Голубовский. — 3-е изд., доп. — Калининград: Калининградская правда. — С. 163.




Popular posts from this blog

AnyDesk - Fatal Program Failure

How to calibrate 16:9 built-in touch-screen to a 4:3 resolution?

QoS: MAC-Priority for clients behind a repeater