Пюви де Шаванн, Пьер Сесиль

















































Пьер Сесиль Пюви де Шаванн
фр. Pierre Puvis de Chavannes
С фотографии Этьена Каржа
С фотографии Этьена Каржа
Имя при рождении
фр. Pierre Cécile Puvis de Chavannes
Дата рождения
14 декабря 1824(1824-12-14)
Место рождения
Лион
Дата смерти
24 октября 1898(1898-10-24) (73 года)
Место смерти
Париж
Гражданство
ФранцияFlag of France.svg Франция
Жанр
историческая живопись
Учёба
  • Лицей Генриха IV

Стиль
символизм
Подпись
PuvisDeChavannes1889.JPG
Commons-logo.svg Работы на Викискладе





«Смерть и девушки» (1872)


Пьер Сеси́ль Пюви́ де Шава́нн (фр. Pierre Cécile Puvis de Chavannes)
(14 декабря 1824, Лион — 24 октября 1898, Париж) — французский художник-символист.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Галерея


  • 3 Литература


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





Биография |


Пюви де Шаванн родился в Лионе, в старинной бургундской семье. Отец — горный инженер — хотел, чтобы сын продолжил его дело. По болезни не поступил в Политехническую школу. Учился в Лионском коллеже и Лицее Генриха IV в Париже.


Однако после окончания учёбы Пьер Сесиль увлекается живописью. Писать начинает самостоятельно, одновременно и обучаясь живописи в процессе работы, опять же самостоятельно. Некоторые уроки он получил под руководством Ари Шеффера и Тома Кутюра в Париже, а в течение двух недель был учеником Эжена Делакруа. В наставниках разочаровался. Будучи материально обеспеченным, в 1852 году вместе с друзьями создаёт собственную мастерскую на площади Пигаль, много работает, ежедневно штудируя модель. Дружеские советы и собственный опыт дали, по словам художника, больше, чем пребывание в трёх школах[1].


Наибольшее влияние на развитие индивидуальной творческой манеры Пюви де Шаванна оказали фрески мастеров Раннего Возрождения (произведения которых он изучал во время своего пребывания в Италии) и творчество Энгра. Работал он преимущественно в области монументально-декоративной живописи[2]. Как правило, его работы представляет собой стилизацию под античность в духе итальянских живописцев XV столетия. Многие полотна Пюви де Шаванна — это монументальные вещи, написанные маслом в мастерских и закреплявшиеся затем на стенах у заказчиков[3].


Первые его картины в этом роде, обратившие на себя внимание, «Bellum» и «Concordia», были написаны в 1861 году для амьенского музея. За ними следовали: «Отдых» (1862), «Труд» (1863), «Осень» (1865), «Славься, Пикардия-кормилица» (1865) с символическим изображение сельской жизни в Пикардии и «Массилия, греческая колония» (1869) — идиллическая сцена из древнегреческой жизни. Самая лучшая картина Пюви де Шаванна в том же роде, «Pro patria ludus», была написана в 1882 году, также для амьенского музея. В ней художник представил пикардийских юношей, упражняющихся в метании копий. В композициях Пюви де Шаванна пейзаж и человеческие фигуры играют одинаково важную роль и как бы взаимно дополняют друг друга, производя в высшей степени целостное впечатление[4].


Настоящая известность пришла к Пюви де Шаванну после создания двух композиций под одинаковым названием «Надежда» (1871—1872). На обеих картинах на фоне скромного весеннего пейзажа изображена молодая девушка, аллегория Надежды (обнажённая в варианте 1871 года и одетая в белое платье в варианте 1872 года). Фигура девушки помещена на переднем плане, а пейзаж создаёт ощущение плоского фона, из-за чего находящаяся в руках обнажённой девушки оливковая ветвь (символ мира) воспринимается скорее как дерево на заднем плане картины[2].


Не будучи безукоризненным рисовальщиком и даже умышленно избегая точно моделировать фигуры, Пюви де Шаванн ставил себе задачей главным образом передавать дух эпохи, из которой черпал сюжеты. Из его монументальных работ лучшими считаются фрески в парижском Пантеоне, изображающие две сцены из жизни святой Женевьевы (1874—1877), «Священная роща» (на лестнице дворца искусств в Лионе), «Науки и искусства» (1887—1889, в амфитеатре Сорбонны), «Inter artes et naturam» (на лестнице Руанского музея), «Четыре времени года» (в парижской ратуше, 1889—1893), «Музы» (1893—1895, библиотека университета, Бостон)[4].


Менее удачны его патриотические аллегории[4]:



  • «Вооружённая богиня-покровительница города Парижа следит глазами за воздушным шаром»,

  • «Богиня, принимающая письмо от почтового голубя»,

  • «Париж, приветствующий Виктора Гюго».


Сам художник лучшей своей работой считал полотно «Девушки у моря» (1879), представляющее собой живописную аллегорию гармонии человека и природы. Здесь блестяще проявилось умение Пюви де Шаванна превратить любой незатейливый сюжет в символическую композицию. Все фигуры на полотне написаны с удивительным мастерством, а холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт интимной сцене «глубокое дыхание» монументальной росписи[2].


В манере художника заметно также влияние Эжена Делакруа и Теодора Шассерио. Пюви де Шаванн был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво.


В России большим поклонником художника был С. П. Дягилев, что, безусловно, сказалось и на развитии художественной группы «Мир искусства».


В 1897 году В. Э. Борисов-Мусатов, покорённый искусством Пюви де Шаванна, пытался поступить к нему в ученики, но опоздал. Художник закрыл своё ателье[5].
Пюви де Шаванна своим вторым учителем (после А. И. Куинджи) называл Н. К. Рерих, ознакомившийся с его творчеством во время командировки в Париж с 1900 года[6].


Женился Пюви де Шаванн в 75 лет на Марии Кантакузен. Но семейная жизнь продолжалась совсем не долго — через год после свадьбы жена умерла, а через два месяца умер и сам мастер[5].



Галерея |




Литература |



  • Vachon, Marius.  Puvis de Chavannes, un maǐtre de ce temps. — Paris: Société d'Edition Artistique, 1895. — 258 p.

  • Werth, Leon.  Puvis de Chavennes. 2st ed. — Paris: Les Editions G. Cres & Cie, 1926. — 126 p.

  • Тугендхольд Я.  Пювис де Шаванн. — СПб.: Огни, 1911. — 92 с.

  • Lemoine,Serge.  From Puvis de Chavannes to Matisse and Picasso toward Modern Art. — London: Thames & Hudson, 2002. — 568 p.



Примечания |





  1. Алёхин, 1989, с. 30.


  2. 123 Пюви де Шаванн Пьер (1824—1898) (недоступная ссылка — история). // Российский общеобразовательный портал. Проверено 19 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.


  3. Пьер Пюви де Шаванн: жизнь и творчество художника. // Сайт Allpainters.ru. Проверено 19 июля 2015.


  4. 123 Пювис де-Шаванн, Пьер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  5. 12 Алёхин, 1989, с. 30—34.


  6. Николай Константинович Рерих. Великие художники. Т. 29. М., 2010. С. 5.




Литература |



  • Пювис де-Шаванн, Пьер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Пювис де Шаван // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

  • Алёхин А.  Пьер Пюви де Шаванн // Юный художник. — 1989. — № 7. — С. 30—34.



Ссылки |


  • Работы в музеях мира








Popular posts from this blog

AnyDesk - Fatal Program Failure

How to calibrate 16:9 built-in touch-screen to a 4:3 resolution?

QoS: MAC-Priority for clients behind a repeater