Майоль, Аристид
Аристид Майоль | |
---|---|
фр. Aristide Maillol | |
Йожеф Риппл-Ронай, Портрет Аристида Майоля, 1899 год | |
Дата рождения | 8 декабря 1861(1861-12-08)[1][2][…] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 27 сентября 1944(1944-09-27)[1][2][…](82 года) |
Место смерти |
|
Гражданство | Франция |
Учёба |
|
Работы на Викискладе |
Аристид Майоль (фр. Aristide Maillol, 8 декабря 1861 года, Баньюльс-сюр-Мер — 27 сентября 1944 года, там же) — французский скульптор и живописец каталонского происхождения.
Содержание
1 Биография
2 Произведения
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
Биография |
Аристид Майоль родился 8 декабря 1861 года на юге Франции — в городке Баньюльс-сюр-Мер в провинции Руссильон (Пиренеи).
Учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже, занимался рисунком и живописью в классе Александра Кабанеля, но ухудшение зрения заставило его обратиться к скульптуре.
Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). Именно там, на родине, в крестьянском труде и первых, ещё неумелых, но упорных попытках заниматься искусством прошли первые двадцать лет его жизни.
В 1881 году Майоль поселился в Париже. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством современных французских художников. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов — вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса.
Он вернулся домой и организовал мастерскую. В 1894 году первые его работы были представлены публике.
Ткачество открыло Майолю забытые возможности декоративно-прикладного искусства, а созданные им гобелены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и поклонников среди коллекционеров.
В сорок лет Майоль занялся скульптурой.
Огюст Роден, посетив первую персональную выставку Майоля в 1902 году, был восхищён его работой «Леда» (1902). Это было признанием правильности избранного пути, более того — своеобразным благословением знаменитого Родена.
В 1901—1905 годах Майоль создал первую большую мраморную статую, у которой два названия: «Средиземное море» и «Мысль». Её композиция чиста и логична, а пластика формы представляется как сама собой разумеющаяся.
Майоль, поверив в свои силы, начал участвовать в конкурсах проектов памятников. В 1906 г. появился монумент «Скованная свобода» (1905—1906 гг.), изображающий могучую женщину, воплощение жизненной энергии, способной к преобразованию мира.
Таким Майоль представил и памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Но, как и в случае с Диего Риверой, в 1934 г. представившего Фонду Рокфеллера фреску, изображавшую суть современной эпохи как переход власти в руки людей труда, заказчики остались недовольны. Но если по распоряжению Фонда Рокфеллера фреска Диего Риверы была уничтожена, то в данном случае заказчики попытались скрыть непозволительный для них облик скульптуры, поставив её на очень высокий постамент и окружив деревьями. Аналогичный прием был применен в наши дни — на этот раз в Москве: памятник В. В. Маяковскому (скульптор А. Кибальников, архитектор Д. Чечулин) был окружен застройками, препятствующими пониманию образа великого поэта.
Скульптор мечтал увидеть памятники Древней Греции. В 1908 г. у него появилась такая возможность. Новый друг Майоля немецкий меценат и коллекционер граф Гарри Кесслер помог осуществлению его желания. Изучая скульптуры Парфенона и храма Зевса в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер выявлял близость своего видения задач скульптора пластическому мышлению древних греков. Майоль осознавал, конечно, огромный разрыв культур — древней и ему современной. «Что должен был я выбрать? — вопрошал скульптор. — Нашему времени не нужны больше боги. Мне остаётся следовать природе…»
Так появилась «Флора» (1911 г.), спокойная, как мудрая богиня, и сильная, как простая крестьянка. За ней последовала более изящная скульптура, олицетворяющая Иль-де-Франс, историческую область в центре Франции («Иль-де-Франс», 1910—1932 гг.). «Не подражая природе, я работаю, как она», — говорил Майоль.
В 1912 году скульптор начал памятник художнику Полю Сезанну. (Майоля иногда называли «Сезанном в скульптуре».) Он занимался памятником более десяти лет, разрабатывая композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком простым. После громкого скандала в прессе он нашёл приют в парижском саду Тюильри.
В 1934 году архитектор Жан-Клод Дондель познакомил 73-летнего Майоля с эмигранткой из Бессарабии, 15-летней Диной Верни, которая стала сначала его натурщицей, а затем и музой. Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству Майоль вновь начал рисовать.
В 1930-х годах Майоля всё больше привлекала природа («Гора», 1935—1938 гг.; «Река», 1938—1943 гг.). Скульптура «Гора» — снова женщина, она душа горы, её незримый образ, её сущность. Одна нога женщины уходит в камень, другая согнута; голова её склонена. Пальцы рук женщины разомкнуты и устремлены вверх — это вершина горы. Волнистые развевающиеся волосы олицетворяют облака, наползающие на вершину.
«Гармония» (1940—1944 гг.) — последняя статуя мастера. Майоль работал над ней четыре года, но она осталась незавершённой. «Гармония» изображает юную, сильную и гибкую женщину, неуловимо похожую на античную Венеру. Это своего рода завещание скульптора потомкам.
Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Простые истины, которые благодаря ему вновь утвердились в европейской скульптуре, — это законы гармонии и красоты. Они были надолго забыты; их подменили условной красивостью, принятой в академиях, пустой и бездушной. Вслед за живописной выразительностью Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая простота Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XX века её древние основы.
Майоль погиб в автокатастрофе 27 сентября 1944 года в возрасте 83 лет.
Своё состояние, в том числе все коллекции, Майоль завещал Дине Верни, и после его гибели в автокатастрофе она открывает галерею в Париже, ставшую одной из самых успешных. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который, имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).
Произведения |
- «Флора» (Ок. 1910-12. Бронза. 163,5 x 49,5 x 39 см Новая пинакотека. Мюнхен)
Примечания |
↑ 12 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118730274 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>
↑ 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
↑ Aristide Maillol<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P650"></a>
↑ SNAC — 2010.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>
Литература |
Апчинская Н. Аристид Майоль. М.: Изобразительное искусство, 1981 (серия «Зарубежные художники XX века»). Малоформатный альбом, включающий 35 цветных и тоновых репродукций.- Бачурина, Майоль, Бурдель. Мастера французской скульптуры. изд-во Юный художник(32 стр.)
- Петрочук Ольга, Аристид Майоль. М.:Искусство,1977 152с.
- Терновец Б., Майоль, М., 1935;
- Фрер А., Беседы с Майолем. М.:Искусство,1982. Книга ученика Аристида Майоля, который в течение многих лет записывал свои беседы с учителем.
- Чегодаев А., Аристид Майоль, «Искусство», 1962, No 1;
- Claudel J., A. Maillol, sa vie, son oeuvre, ses idées, P., 1937;
- Rewald J., The wood-cuts of A. Maillol, N. Y., 1943;
- George W., A. Maillol, Neuchatel, 1964.
Ссылки |
- Дина Верни в фотографиях и рисунках Аристида Майоля. YouTube. Проверено 30 мая 2016.