Бенуа, Александр Николаевич

Multi tool use
Multi tool use









































Александр Николаевич Бенуа
Портрет работы Леона Бакста (1898)
Портрет работы Леона Бакста (1898)
Имя при рождении
англ. Aleksandr Nikolaevich Benois
Дата рождения
21 апреля (3 мая) 1870[1][2][…]
Место рождения
  • Санкт-Петербург, Российская империя[4]

Дата смерти
9 февраля 1960(1960-02-09)[4][2][…](89 лет)
Место смерти
  • Париж, Франция[4]

Страна
  • Flag of Russia.svg Российская империя[6]

Учёба
  • СПбГУ

Стиль
Модерн
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (фр. Alexandre Benois; 21 апреля [3 мая] 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Семья


  • 3 Работы


  • 4 Сочинения


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Биография |


Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества. В 1885—1890 годах учился в частной гимназии К. И. Мая[7], где познакомился с будущими соратниками по «Миру искусства» Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым[8].


Некоторое время учился в Академии художеств, но не закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая[8]. Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета[9].




А. Бенуа. Прогулка короля. 1906. ГТГ


Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» — картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции[8].


Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»[8]. Бенуа — один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм[10].




А. Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику» А. С. Пушкина


В 1903 году Бенуа создал серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» — одному из шедевров отечественной книжной графики. Однако они были отвергнуты как «декадентские».Иллюстрации приобрёл С.П.Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства» (1904. № 1). Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа»[11]. В 1905 году художник продолжил работу над иллюстрациями — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Евгении. В 1917-м книгу набрали в типографии Р.Р.Голике и А.И.Вильборга, но предприятие это было национализировано, и книга увидела свет только в 1923 году — под маркой Комитета популяризации художественных изданий. Печаталась она в Государственной типографии им. Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В.И.Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа.[12]


В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)[13], едва ли не единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций, и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.


«Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. По некоторым сведениям, 34 хромолитографии с золотом и серебром были отпечатаны в сотрудничестве с типографией И.Кадушина. На книгу была установлена высокая розничная цена — 3 рубля. Тираж составил 2500 экземпляров.


В 1908—1911 годах — художественный руководитель «Русских сезонов» Сергея Дягилева, прославивших за рубежом российское балетное искусство.


В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А.Н. Бенуа[14]. Основой оформительского замысла служат 6 страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей; стремительный проход Германна через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.


Художник подробно, продуманно, с любовью воспроизводит городскую архитектуру, костюмы, быт пушкинского времени. В иллюстрациях заметно и влияние театра: над игорным столом в шестой главе пролетают вполне театральные Чёрт и Фортуна, а завершающая листовая иллюстрация — Смерть задёргивает театральный занавес и гасит свечи, последний музыкант уходит из оркестровой ямы — рождает прямую аналогию с концом спектакля.


Хотя впоследствии критики не раз отмечали недостатки иллюстраций к «Пиковой даме», «графический наряд» которой представлялся им слишком пышным, картинным и несколько тяжеловесным для «“нагой прелести” пушкинского текста»[15], тем не менее выход книги стал значительным событием русской художественной жизни начала XX века, а современники Бенуа видели в ней живое воплощение духа артистизма.


В 1919 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в СССР стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ[8].


В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции — альбом «Версаль»[16], где акварели художника сопровождаются его же текстом. В издание включены 26 акварелей художника; помимо этого, вступительную статью и список рисунков сопровождают заставки и концовки — они отпечатаны в технике цинкографии. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического содержания и девизом короля Франции ивладельца Версаля Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и множеству») и иллюстрированную обложку.


Версаль был одной из любимых тем художника. В основе данной работы — многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его знаменитым версальским сериям.


Версаль для Бенуа — олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства. В статье, предваряющей альбом, он так формулирует эту важную для него мысль: «…Версаль — не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюблённого в природу человечества, властвующего над этой самой природой… монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести, объединённым человеческим усилиям для общих целей».[17]


В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже[18].


В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала[8].


В этот период он создал серию видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания». Иллюстрировал книги русских и французских авторов – «Страдания молодого Вертера» («Les souffrances du jeune Werther») А. Моруа (1926)[19], «Уроки любви в парке» («La leçon d’amour dans un parc»), 1927) «Григорий Орлов» А. Попова (1946)[20]. В 1927 г. много работал над циклом акварелей к роману А. де Ренье «Грешница» («La pécheresse»). В 1945 г. создал сюиту из сорока четырёх акварелей к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». К сожалению, эти последние книги так и не вышли в свет – оригиналы рисунков первой хранятся у Рене Герра, несколько акварелей к обеим книгам сохранились и в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. В целом книжных работ парижского периода у Бенуа не так много и они не такие яркие, как в дореволюционные годы.[21]


В последние годы жизни художник трудился над мемуарами «Мои воспоминания», на страницах которых воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий Серебряного века. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляет…Статьи и письма 1917–1960 гг.». Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.



Семья |


Происходил из художественной династии Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.


Женился в 1894 году[22] на дочери музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда, Анне Карловне (1869—1952), с которой был знаком с 1876 года (с момента бракосочетания старшего брата Александра — Альберта Бенуа со старшей сестрой Анны — Марией Кинд). У них родились дети:



  • Анна-Камилла-Елизавета (13.08.1895[23]—1984). Её муж(с 1919) — Ю. Ю. Черкесов(1900—1943)

  • Елена (31.03.1898, Париж — 16.07.1972, Париж) Её мужья: Б. П. Попов (с 1919), И. А. Вышнеградский (с 1923), А. Я. Браславский (с 1929), Реми Клеман (с 1939)[24]


  • Николай (19.04.1901—31.03.1988)




Работы |



  • Картины по русской истории — иллюстрирование


Сочинения |



  • История русской живописи в XIX веке. 1902.

  • Азбука в картинках. А. Н. Бенуа. Санкт-Петербург. 1904;

  • Русская школа живописи, СПБ, 1904;

  • Современное искусство (Benois, A. Die moderne Kunst. In: Melnik, J. (1906): Russen über Russland. Frankfurt a. M., Rütten & Loening, S. 517-538).

  • Художественные письма, газета «Речь», ноябрь 1908 — февраль 1917;

  • Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910;

  • История живописи всех времён и народов, т. 1-4, СПБ, 1912-17 (не окончена);

  • Возникновение «Мира искусства», Л., 1928;

  • Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-2, Нью-Йорк, 1955;

  • Александр Бенуа размышляет… (статьи и письма 1917—1960 г.), М., 1968;

  • Memoirs, v. 1-2, L., 1960—1964. (англ.)

  • Мои воспоминания. В пяти книгах. т. 1 и т. 2. Изд. второе, доп. М., Изд. «Наука» 1990.
    • Бенуа А.Н. Мои воспоминания (в двух томах). — М.: Захаров, 2005. — 912+640 с. — ISBN 5-8159-0506-2.


  • Бенуа А.Н. Дневник 1916–1918 годов. — М.: Захаров, 2010. — 768 с. — ISBN 978-5-8159-1032-4.

  • Бенуа А.Н. Дневник 1918–1924 годов. — М.: Захаров, 2010. — 816 с. — ISBN 978-5-8159-1031-7.



Примечания |





  1. Большая российская энциклопедия — Большая российская энциклопедия, 2016. — ISBN 978-5-85270-320-0
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1768199"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q5061737"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2924"></a>



  2. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  3. Тейт — 1897.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q430682"></a>



  4. 123 Петюшенко В. М. Бенуа Александр Николаевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 3 : Бари — Браслет. — С. 201–202.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>



  5. KulturNav — 2015.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1248"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q16323063"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q16323066"></a>



  6. artist list of the National Museum of Sweden — 2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q16323066"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q22681075"></a>



  7. См. главы 16, 17, 19 книги второй «Воспоминаний» А. Н. Бенуа.


  8. 123456 http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/benua_an.php


  9. Ходяков М. В., Ходяков О. А. Знаменитые универсанты: питомцы Санкт-Петербургского — Петроградского — Ленинградского университета. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. — С. 26. — 194 с. — ISBN 5-288-03197-5.


  10. Журнал Наше Наследие. «Бубновый валет» - история художественного общества с 1910 г. : "Трубный хор голосов здоровых людей". Бубновый валет (художественная группа). www.nasledie-rus.ru. Проверено 30 марта 2017.


  11. Дульский П., Мексин Я. Иллюстрация в детской книге. — С. 50.


  12. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 170-175. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.


  13. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 45-49. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.


  14. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 90-95. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.


  15. Лапшина Н.П. «Мир искусства»: Очерки истории и творческой практики.. — М.: Искусство, 1977. — С. 276–277.


  16. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 206-209. — 310 с.: ил. с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.


  17. Бенуа А.Н. Версаль. — Пб.: Аквилон, 1922. — С. 15.


  18. Биография А. Н. Бенуа (недоступная ссылка)


  19. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 116-119. — ISBN 978-5-94829-036-2..


  20. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 120-123. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.


  21. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 115. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.


  22. Метрическая запись римско-католической церкви Св. Екатерины


  23. Метрическая запись


  24. БЕНУА (в последнем браке Бенуа-Клеман) Елена Александровна




Литература |



  • Бенуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Бенуа Александр Николаевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.


  • Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве); Н. Д. Б. [Бурлюк Н. Д.] О пародии и о подражании. СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913. 22 с.

  • Завьялова А. Е. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. М.: Театралис, 2012. — 208 с., ил., 300 экз., ISBN 978-5-902492-25-2


  • Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — 310 с.: ил. — ISBN 978-5-7793-1696-5


  • Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2


  • Сеславинский, М.В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920-1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, [6] с.: ил. — ISBN 978-5-454-00003-5


  • Эрнст С. А. Бенуа. П., 1921;

  • Эткинд М. А. Н. Бенуа. Л. — М., 1965.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Александр Николаевич Бенуа. Сайт художника


  • Александр Бенуа на сайте Проекта1917

  • Сайт «Наследие Александра Бенуа» — биография, переписка, статьи, воспоминания

  • «Бенуа — Лансере — Серебряковы. Художественная династия. Из частных собраний»

  • Бенуа Александр Николаевич. Биография и творчество художника

  • А. Н. Бенуа «Азбука», 1904, pdf


  • К. Чуковский. Репин и Бенуа на сайте «Отдав искусству жизнь без сдачи»


  • Бенуа, Александр Николаевич в библиотеке «Старатель»

  • Записи Александра Николаевича Бенуа в дневнике 1921 года


  • Записи Александра Николаевича. Дневник 1906 года (Версаль. Париж)

  • Записи Александра Николаевича. Дневник 1905 года

  • «История искусства», А. Н. Бенуа, 1912—1917 гг., электронная версия старого дореволюционного издания

  • А. Н. Бенуа. «История русской живописи в XIX веке»

  • Биография, подборка работ и книг о Бенуа




YeL T,FuZyLL1xx39vFB5P0CP23c
cNHc Ai Dpl1Ulsov3,9VTv lqBcHL,4aA7opre,zjMMK0iKqcP9xCuRIZqfpR9H6P8GGbs

Popular posts from this blog

AnyDesk - Fatal Program Failure

How to calibrate 16:9 built-in touch-screen to a 4:3 resolution?

error: incompatible types: unexpected return value : Java 8 [duplicate]