Орстхойцы
Орстхойцы | |
---|---|
Арште, Арштхой, Орстхой, Эрштхой | |
Представители орстхойцев в «Дикой дивизии» (фото из архива семьи Гардановых, с. Сагопши). | |
Другие названия | орстхоевцы, как вольного общества: Арсхте, Арстхой, Орштхой, Эрстхой |
Экзоэтнонимы | балой/балойцы, балсу/балсурцы, карабулаки/карабулакцы |
Тип | Вольное общество/Историческая народность Современная этногруппа |
Этноиерархия | |
Раса | европеоидная |
Тип расы | кавкасионский |
Группа народов | нахские народы (вайнахи) |
Подгруппа | и совр. ингуши, и совр. чеченцы |
Общие данные | |
Язык | орстхойский диалект аккинско-орстхойского наречия, относящегося к вайнахскому кластеру нахской ветви нахско-дагестанских языков (сейчас также используется русский и др.) |
Письменность | чеченская и ингушская |
Религия | ислам суннитского толка |
Первые упоминания | • «Нартский эпос» ? (ист.) • сведения Н. А. Потапова (1768 г.) |
Предки | Балой?, горные аккинцы? |
Родственны | равнинным аккинцам |
Современное расселение | |
Россия: нет данных Чечня: 50,000-100,000 Ингушетия: 50,000-100,000 Северная Осетия: нет данных Иордания: нет данных Казахстан: нет данных Сирия: нет данных Турция: нет данных | |
Историческое расселение | |
Северный Кавказ: • расселение по равнинным районам Чечни, Ингушетии и Дагестана (кон. XVIII — нач. XIX вв.) | |
Государственность | |
• племенной союз ? (позднее Средневековье) • военно-политич. союз Орстхой (XVIII — нач. XIX вв.) |
Орстхойцы, орстхоевцы, самоназв. как вольного общества[~ 1]: Арште, Арштхой, Орстхой, Эрштхой, экзоэтн.: балойцы[~ 2], балсурцы, карабулаки[~ 3] — нахское вольное общество, частично сформировавшееся в народность[1]; составило/составляет один из компонентов в этногенезе современного чеченского и ингушского народов. Родина — верхнее течение рек Асса и Фортанга — историческая область Орстхой-Мохк (совр. бо́льшая часть Сунженского района Ингушетии и приграничная часть Ачхой-Мартановского района Чечни, РФ[~ 4]). В традиции чеченской этноиерархии считается одним из девяти исторических чеченских тукхумов, в ингушской традиции — одним из семи исторических ингушских шахаров.
К XVIII веку орстхойцы расселились из Орстхой-Мохк севернее — в долину реки Сунжа (запад Чеченской равнины)[~ 5], и сформировали военно-политический союз, бывший одним из самых крупных вайнахских вольных обществ. В результате Кавказской войны больша́я часть орстхойцев была истреблена, около 4 000 семей выселилось в Османскую империю, откуда многие вернулись в Россию в 70-х годах XIX века. Не эмигрировавшие и вернувшиеся орстхойцы, наряду с другими вайнахами, в XX веке пережили интеграцию в социалистическое общество СССР и депортацию в Среднюю Азию (бо́льшая часть позднее вернулась). На рубеже XX и XXI веков значительное влияние на жизнь орстхойцев, как и всего населения северокавказского региона, оказал военный конфликт пытавшейся самоопределиться Ичкерии.
В наши дни орстхойцы представляют из себя этногруппу в среде ингушей и чеченцев, постепенно ассимилируемую этими двумя народами. Проживают, в основном, в ряде населённых пунктах Ингушетии и Чечни. Имеются небольшие группы орстхойцев в ряде стран Ближнего Востока — Иордании, Сирии, Турции и других. Язык — орстхойский/карабулакский диалект аккинско-орстхойского наречия, относящегося к вайнахскому кластеру нахской ветви нахско-дагестанских языков. В настоящее время мало используется. Основная религия среди верующих — ислам суннитского толка.
В официальных переписях населения СССР и современной России орстхойцы не фиксировались, однако, в связи с растущим уровнем национального самосознания и интересом к собственной истории в среде северокавказских народов, некоторые представители вайнахского населения и сегодня продолжают идентифицировать себя как орстхойцы.
Содержание
1 Название
1.1 Этимология
1.2 Экзоэтнонимы
2 Общие сведения
2.1 Этническая принадлежность
2.2 Состав
2.3 Расселение и численность
3 Этническая история
3.1 Происхождение
3.2 Формирование общества
3.3 Первые соприкосновения с Россией
3.4 Зависимость от Кабарды
3.5 Кавказская война
3.6 Современность
4 Культура
4.1 Язык
4.2 Нравы и обычаи
4.3 Верования и религия
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Название |
В наши дни самоназвание представителей нахского вольного общества Орстхой и сформировавшейся на его основе народности принято транскрибировать на русский язык как этноним орстхойцы или орстхоевцы. Это наименование употребляется в современной кавказоведческой научной и популярной литературе. Также, народность орстхойцев в русскоязычных источниках могут именовать, используя варианты названия общества, более точно приближая его к звучанию в вайнахских языках, — Арсхте/Арште, Арстхой/Арштхой, Орстхой/Орштхой, Эрстхой/Эрштхой. Часто исследователи этим же именем называют и историческую область расселения орстхойцев — Орстхой-Мохк, что является несколько ошибочным выбором термина (см. Орстхой-Мохк). Согласно ряду учёных (И. А. Гюльденштедт, Ш. Б. Ахмадов), среди самих вайнахов существуют небольшие различия в произношении наименования этого общества-народности-области: эндоэтноним орстхойцев на аккинско-орстхойском наречии и название в ингушском языке — Арсхте[2]/Арште[2][3], имя в чеченском языке — Арштхой[3]/Орстхой[3][4][5]/Эрштхой[5]. Однако, в современных ингушско-русских словарях этноним указывается уже ближе к чеченскому варианту произношения — Орстхой[6][7].
Этимология |
- Ономастика.
Углубляясь в ономастику этнонима орстхойцы, ряд исследователей (В. И. Абаев, .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}Я. С. Вагапов, И. Е. Саратов, А. С. Сулейманов)[~ 6] предлагают смелые гипотезы происхождения этого наименования. Однако в основном данные теории не являются доказанными и на сегодняшний день не признаны в официальной научной среде, также в них часто прослеживается трактовка этимологии этнонима в пользу националистических интересов того или иного современного народа под влиянием сложившейся политической конъюнктуры.
Я. С. Вагапов, считая нахскую природу наименования орстхойцы совершенно ясной и не вызывающей сомнений, предполагает в этом этнониме те же морфемы, что и в названии чеченского тайпа Орсой. Чеченский исследователь-краевед А. С. Сулейманов в своей работе «Топонимия Чечено-Ингушетии» возводит происхождение названия орсойцев то к сарматским аорсам, то к русским[8][~ 7]. Другой исследователь — И. Е. Саратов — на основании работ А. С. Сулейманова делает далеко идущие предположения о связи этнонимов орстхойцы и орсойцы со славянами-русами[9]. Связь нахского корня оpc-/арс-/урс-/эрс- со славянской формой рус предложил и Я. С. Вагапов: вайнахское название русских — оьрсий (чеч.) и эрсий (ингуш.) — обычно рассматривается как заимствование из тюркских языков, в которых форма рус, в связи с избеганием тюрками (как и вайнахами) начального р, преобразовалась в орус, урус, Я. С. Вагапов предполагает гипотезу, в которой название русских в вайнахских языках является собственным, а не заимствованным, и имя орстхойцев может быть с ним связано. В своих исследованиях он опирается на существование этнонима арса[~ 8][10].
Что легло в основу самоназвания орстхойцы, остаётся невыясненным, но существует ряд предположений его этимологии различной степени авторитетности. Например, согласно чеченскому исследователю-языковеду
Я. С. Вагапову, наиболее вероятно, что этот этноним нахского происхождения, слово состоит из корня оpc-/арс-/урс-/эрс- (перевод — «лесистая гора», менее употребительно — «лес»), суффиксов -т-, -х-, -о- (-х- — суффикс лица, -о- — именной суффикс) и окончания множественного числа -й[10]. Альтернативная гипотеза, высказанная в 60-х годах XX века фольклористом и филологом
А. О. Мальсаговым, предполагает значение наименования орстхойцев как «жители равнин»,
У. Б. Далгат в монографии «Героический эпос чеченцев и ингушей» цитирует А. О. Мальсагова[11]:
.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
По всей вероятности, «орстхой-арштхой-аьрашхой» происходит от «аре» (равнина, плоскость), «ш» — показатель множественности, «тIа» — послелог, «хо» — словообразовательный суффикс. Таким образом, «орстхо-арштхо-аьрашхо» (житель равнины) в противоположность «лоамаро» (горец). |
Этимология А. О. Мальсагова связана с неподтверждённой гипотезой, согласно которой орстхойцы первоначально расселялись не в горных областях, а заселяли равнины и предгорья центральной части Северного Кавказа. Подобное предположение рассматривают и некоторые другие исследователи, например, И. В. Бызов считает, что после вытеснения вайнахов с «плоскости» аланскими племенами оставшиеся на предгорной равнине аборигены положили начало отдельному этническому образованию — Арштхой/Орстхой. И. В. Бызов выделяет в этом этнониме морфемы аре — йист — хой и переводит его так же, как А. О. Мальсагов, — «жители равнин»[12] (см. раздел «Возникновение»).
Экзоэтнонимы |
Больша́я часть сообщений об орстхойцах, как документальных, так и фольклорных, упоминает эту народность под каким-либо экзоэтнонимом. Некоторые известные варианты названий орстхойцев, которые давали им соседние народы:
Балой, балойцы — наименование, бытовавшее среди части ичкеринцев[13]. Также этим этнонимом ичкеринцы обозначали и других выходцев из исторической области Лам-Акки (Горная Акка) — горных аккинцев и ялхоройцев (иногда этот тайп включают в состав орстхойцев). Вероятно, это имя происходит от названия старинного общества Балой, представители которого могли являться общими предками указанных этнических групп[14].
Балсу, балсурцы — согласно сообщению естествоиспытателя и путешественника XVIII века И. А. Гюльденштедта, это наименование орстхойцев бытовало у черкесов[15]. В дальнейшем под этим именем орстхойцы попали во многие документы Российской империи. Наименование происходит от тюркского названия реки Фортанга — Балсу[16], которое в тюркских языках означает «медовая вода». Однако, согласно другой гипотезе, которую предлагает чеченский краевед
А. С. Сулейманов, название реки является нахским — Балсур-хи — и переводится как «Балойских войск река», таким образом, он возводит имя орстхойцев к предыдущему варианту — от общества Балой[17].
Карабулаки — наименование тоже тюркского происхождения; согласно А. С. Сулейманову, это имя орстхойцам дали кумыки, и происходит оно от кумыкского кхара-булакх — «чёрная речка», «чёрный источник»[17]. Также в некоторых документах XIX века карабулаками называли равнинных аккинцев, однако этногенез этой группы несколько сложнее, и в её формировании, помимо орстхойцев, принимали участие и другие вайнахские народности, а более известное название, которое закрепилось за равнинными аккинцами, — ауховцы[18][19].
Общие сведения |
Этническая принадлежность |
В связи с пограничным географическим положением исторической родины орстхойцев между различными вайнахскими обществами, с востока от них сформировавшими чеченский народ, а с запада ингушский, периодически возникают споры о принадлежности этой народности то к чеченцами, то к ингушам. Для вайнахов, отличающихся высоким уровнем национального самосознания, предмет этого спора часто вызывает конфликтные дискуссии, как между различными исследователями, так и в среде обычного населения[~ 9]. У чеченцев существует понятие тукхума Орстхой, который настолько важен в их этнической общности, что считается одним из основных девяти тукхумов, образующих чеченскую нацию (например, он находился среди 9-ти звёзд, символизирующих чеченские тукхумы на гербе Республики Ичкерия и флаге Общенационального Конгресса Чеченского Народа). Но, согласно ряду других исследователей, общество Орстхой играло важную роль и в истории ингушей, считается, что оно занимало место среди пяти ингушских шахаров, сформировавших ингушскую народность.[20]. По этому вопросу важным является замечание доктора исторических наук, профессора, академика АН ЧР Ш. Б. Ахмадова, считающего, что в сознании большинства вайнахов представители орстхойцев считались как отдельные тайпы, которые не относили себя ни к чеченцам, ни к ингушам[3]. На сегодняшний день обсуждение вопроса о современной национальной принадлежности орстхойцев не актуально и имеет явную политическую окраску, а субэтническая группа орстхойцев в равной степени участвовала и участвует в этногенезе как чеченского, так и ингушского народов[21].
Состав |
Состав орстхойского общества, его деление на тайпы, некъи и гары, на сегодняшний день этнографами тщательно не исследован и однозначная классификация этих объединений является предметом дискуссий. В среде чеченцев существовал тукхум Эрштхой, а у ингушей шахар — Орстхой, также, некоторые этногруппы орстхойцев, участвовали в этногенезе некоторых других чеченских тукхумов. Например, известно, что тайпы Мержой и Цечой влились в состав равнинных аккинцев (ауховцев). Четырнадцать обществ, отмеченных цифрами, сложились к XVIII — началу XIX веков (некоторые и ранее)[22], остальные, вероятно, стали обособляться позднее и со временем начали позиционировать себя как отдельные тайпы.
Согласно чеченскому исследователю и писателю М. А. Мамакаеву чеченский тукхум Эрштхой включал 6 тайпов (не следует забывать и об ингушском шахаре Орстхой, состав которого исследователь не освещает)[23]. Тайпы Галай, Гандалой, Гарчой, Мержой, Мужахой, Цечой, Ялхорой — по каким-то причинам М. А. Мамакаев причислил к «основными коренными чеченскими тайпами»[24].
Состав общества-тукхума Орстхой (тайпы, некъи и гары)[~ 10] | По М. А. Мамакаеву [~ 11][23] | По А. С. Сулейманову [4][25] | По Я. 3. Ахмадову, Ш. Б. Ахмадову, М. X. Багаеву, X. А. Хизриеву[26] | По другим источникам | Чеченские и ингушские фамилии орстхойцев | Родовые селения | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Белхарой | Белхарой | — | + | + | Белхароевы[27] | ||
2 | Булгуча(н)-некъе | Булгуча(н)-некъе | — | + | + | Булгучевы[28] | ||
3 | Б(у)ока-некъе | Б(у)ока-некъе | — | + | + | Боковы | ||
4 | В(и)елха-некъе | В(и)елха-некъе | — | + | + | Вельхиевы | ||
5 | Галай/Галой | Галай/Галой | + | + | + | Галаевы, Базаевы | с. Галанчож | |
6 | Гандалой | ГIандалой | + | + | + | Гандалоевы[27] | ||
7 | Мержой | Мержой | + | + | + | Мержоевы[27] | Мержа[~ 12] | |
— Мержой-Аккий: часть мержойцев в составе равнинных аккинцев/ауховцев | — | +[29] | — | |||||
8 | Мужахой | Мужахой | + | + | + | Мужухоевы[27] | ||
9 | Мужган(х)ой | Мужган(х)ой | — | + | + | |||
10 | Орг-некъе | Оьрг-некъе | — | + | + | |||
11 | Ферг-некъе | Ферг-некъе | — | + | + | Фаргиевы[27] | ||
12 | Хайхарой/Хевхарой | Хьайхьарой/Хьевхьарой | — | + | + | Хайхароевы | Хайха/Хевха | |
13 | Цечой | ЦIечой | + | + | + | +[30] | Цечоевы[28] | Цечу ахкие |
— Цечой-Аккий: часть цечойцев в составе равнинных аккинцев/ауховцев | — | +[29] | — | |||||
13.1 Гарчой | ГIарчой | + | ||||||
13.1.1 Анастой | Анастоевы | |||||||
14 | Ялхорой/Ялхарой/Ялха-некъе | Iалха-некъе | — | + | + | |||
— некоторые источники не включают ялхоройцев в этногруппу орстхойцев |
Расселение и численность |
Вероятно, с периода позднего средневековья орстхойцы проживали в области верхнего и среднего течения pек Асса и Фортанга. Эта страна орстхойцев — Орстхой-Мохк (бо́льшая часть Сунженского района Ингушетии и приграничная часть Ачхой-Мартановского района Чечни) — входила в исторический регион Лам-Акки, где орстхойцы соседствовали с горными аккинцами и ялхоройцами (иногда этот тайп включают в состав орстхойцев). По А. С. Сулейманову, соседями орстхойцев были: в горах на юге и западе — ингушские шахары, на востоке — тайпы Ялхорой и Галай, однако замечание автора про Галай не ясно, так как далее по тексту исследователь указывает (как и многие другие источники), что Галай входил в состав орстхоевского общества[~ 13][31][4].
В конце XVIII — начале XIX веков в Орстхой-Мохк насчитывалось около 40 поселений, а её духовным и политическим центром был древний аул Цечу ахкие, который орстхойцы считают своей прародиной. В этот же период часть их расселилась из горных ущелий в долину реки Сунжа — на территории, соответствующие равнинным и предгорным районам современной Чечни и Ингушетии, и далее — в Дагестан, где часть орстхойцев участвовала в этногенезе равнинных аккинцев (ауховцев). Согласно заявлениям самих орстхойцев, приблизительные границы их исторического проживания после расселения с гор на равнину: на востоке — до селения Гехи[~ 14] и на западе — до селения Яндырка. По А. С. Сулейманову старинными селениями орстхойцев, помимо аула Цечу ахкие, были: Верхний Алкун/Цечу Оалкам, Мержа, Хевха[32][33][26].
В 1990 году инициативная группа орстхойцев (в количестве трёх человек[~ 15]) написала статью в грозненскую газету «Комсомольское племя», где, помимо прочего, авторами были указаны районы проживания и приблизительная численность орстхойцев. Данная информация не подтверждена переписями населения в СССР или современной России, но как косвенный источник использовалась в работе советско-российского этнолога В. А. Шнирельмана. Численность орстхойцев согласно указанной газетной публикации и статье социолога М. М. Юсупова (на 1990 год)[33][21][34]:
Чечено-Ингушская АССР: с ингуш. языком — от 45 000 до 60 000 орстхойцев, с чечен. языком — нет данных.
Сунженский район (современные Сунженский район в Ингушетии и Сунженский район в Чечне) — примерно от 10 000 до 15 000 человек. Некоторые селения здесь основаны орстхойцами столетия назад и населены ими сейчас. Например сёла Верхний Алкун и Алхасты, где доля орстхойцев составляет около 90 % (фамилии проживающих здесь орстхойцев: Белхороевы, Боковы, Булгучевы, Галаевы, Кориговы, Мержоевы, Фаргиевы, Цечоевы и другие). Несколько тысяч орстхойцев проживает в станицах Нестеровской, Орджоникидзевской и городе Карабулак.
Назрановский район — более 10 000 человек. Значительная часть проживает во всех сёлах этого района, а в селениях Плиево, Сурхохи, Экажево и Яндырка доля орстхойцев составляет от 10 % до 30 %.
Малгобекский район — некоторые сёла основаны и заселены орстхойцами, в частности Сагопши, в котором их насчитывается более 4 000 человек из 5 000 населения (фамилии проживающих здесь орстхойцев: Белхороевы, Боковы, Булгучевы, Галаевы, Гандалоевы, Кориговы, Мержоевы, Мужухоевы, Фаргиевы, Цечоевы и другие).- Город Грозный — нет данных.
Ачхой-Мартановский район — селение Бамут основано орстхойцами и значительно населено ими сейчас (фамилии проживающих здесь орстхойцев: Гандалоевы и Мержоевы).
- Другие регионы СССР — нет данных.
Пригородный район и город Владикавказ (Северная Осетия) — нет данных.
Казахстан — нет данных.
Этническая история |
Сведения об орстхойцах в письменных источниках прошлого крайне скупы и не уходят глубже XVIII—XIX веков[35]. При рассмотрении их истории необходимо учитывать различные факторы присущие именно данному региону. Например, происхождение и формирование всех вайнахских народностей неотделимо от истории таких самобытных северокавказских объединений, как тукхумы/шахары, тайпы, гары, некъи, ца, доьзалы и другие (в кавказоведении для обозначения крупных союзов, от семейных и родо-племенных до территориальных и военно-политических, принят термин «вольные общества» или просто «общества»). Также, важнейшим фактором, формировавшим/формирующим историю этого региона является укрепление здесь ислама, на почве которого значительное влияние среди вайнахского населения получили религиозные объединения — вирды. Северный Кавказ всегда оставался узлом сложных проблем для захватившей его России, а одна из его народностей — орстхойцы — отличалась особым упорством в борьбе за независимость.
Происхождение |
Временной период образования народности орстхойцев определённо не установлен, вероятно, он приходится на позднее средневековье, хотя существует неподтверждённая гипотеза об их более раннем происхождении, основанная на северокавказских народных сказаниях — «Нартском эпосе» (см. раздел «Мифология»). Ряд исследователей, изучив вайнахский вариант эпоса, трактует раннюю историю народности следующим образом: орстхойцы — это вайнахские племена, которые изначально жили на предгорной равнине, они представляли собой нечто вроде пограничной стражи, охранявшей внутренние горные вайнахские территории (аналог русского казачества). Горные вайнахи за подобные услуги расплачивались с ними частью скота, который горцам необходимо было пасти на равнине в период сезонных перегонов. Со временем орстхойцы превратились из защитников в притеснителей вайнахского племени — они запрашивали высокую плату за выпас скота на равнине, совершали грабительские походы на своих соплеменников, похищали людей. Также предполагается, что орстхойцы стали союзниками группы племён алан, с которыми вместе блокировали горы. И только в период монгольских завоеваний XIII века — похода Джэбэ и Субэдэя и Западного похода — орстхойцы были выбиты в горы — в ущелья рек Асса и Фортанга, расположенные в исторической области Лам-Акки[12].
Согласно другой гипотезе, прародина орстхойцев изначально локализуется в горах — в области Лам-Акки, а происходят они от исчезнувшего, некогда воинственного общества Балой. Вероятно, помимо орстхойцев, балойцы могли быть предками горных аккинцев и ялхоройцев, а возможная родина самих балойцев — гора Болойлам[17]. В подтверждение этой гипотезы некоторые исследователи (например, Н. Г. Волкова[13]) сообщают об употреблении среди части ичкеринцев этнонима «балой» применительно к орстхойцам. Родственные связи между древними этногруппами Лам-Акки точно не установлены, например, существует версия краеведа А. С. Сулейманова, по которой орстхойцы считали своими предками горных аккинцев, а те уже, в свою очередь, происходили от балойцев[14]. Ещё один вариант этногенеза предложил ингушский исследователь Н. Д. Кодзоев, согласно которому с конца XVII века происходило очередное переселение вайнахов с гор на равнину, в этот период и началось формирование племени орстхойцев, а местом образования этой народности, помимо ущелий рек Асса и Фортанга, могла быть и часть предгорий[20]. Наличие разнообразных теорий происхождения орстхойцев показывает, что современной наукой этот вопрос до конца не изучен и требует дополнительных исследований учёных-кавказоведов.
Формирование общества |
Период, когда появляются первые письменные свидетельства, упоминающие орстхойцев, — XVIII век, хотя одно из родственных объединений в их составе — тайп Мержой — известно из русских документов ещё XVII века как «горская землица» Мерези[~ 16][35]. В источниках орстхойцы выделялись как самостоятельная народность. Так, на карте 1733 года по берегам реки Фортанга отмечены принадлежащие этой этногруппе (под именем балсурцев) «100 деревень»[36]. На сегодняшний день принято считать, что к 70—80-м годам XVIII века путём объединения больших и влиятельных тайпов — Цечой, Мержой и собственно Орстхой — был сформирован военно-политический и территориальный союз — «общество Орстхой»[31]. Некоторые исследователи относят образование союза к более раннему времени — ко 2-я половине XVI—XVII векам[20]. Применительно к орстхойцам кавказоведческий термин «общество» среди чеченцев традиционно означает один из чеченских тукхумов, но также существуют исследовательские работы, в которых это общество относят к аналогу такого объединения, но только ингушскому — шахару. Спорность этого вопроса между частью чеченских и ингушских учёных основана на гипотезах об этнической принадлежности орстхойцев — одни видят в них западных чеченцев, другие восточных ингушей (см. раздел «Чеченцы или ингуши?»).
Первые соприкосновения с Россией |
В октябре 1768 года моздокским ротмистром
А. Шелковым в Санкт-Петербург были доставлены сведения от коменданта Кизлярской крепости Н. А. Потапова — одни из первых официальных свидетельств в Российской империи об орстхойцах. Это были данные, собранные по приказу императрицы Екатерины II в преддверии Первой русско-турецкой войны (1768—1774 годы) о Кабарде и народах, живущих «в сторону Кубани». Орстхойцы назывались в сведениях «балсу» и упоминались вслед за живущими в юго-восточном направлении от реки Верхняя Кума карачаями (предгорные карачаевцы), чегемцами, караджау (предгорные дигорцы), балкарами (балкарцы) и дюгерами (горные дигорцы)[37]. В 1771 году орстхойцы принесли присягу на верность России, но в тот период такие договоры обычно не являлись актами присоединения того или иного кавказского народа к Российскому государству, а подписывались для извлечения сиюминутных выгод, и вскоре, после достижения поставленных задач, о них забывали[20]. Окончание Русско-турецкой войны и подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774 год), помимо прочего, внесли значительные изменения и в жизнь народов Северного Кавказа — Кабарда была признана в составе России, также российские власти объявили под своей властью и осетин, которые начали переселяться на равнину (так называемую «плоскость»). Орстхойцы в конце XVIII — начале XIX веков тоже начали расселяться из горной области Орстхой-Мохк за реку Сунжу, а в дальнейшем на территории, соответствующие равнинным и предгорным районам современных Чечни, Ингушетии и Дагестана[38] (вероятно, ещё в 1772 году бо́льшая часть орстхойцев переселилась на предгорные равнины[20]). Известно, что в 1782 году, по просьбе части орстхойцев и осетин, российскими властями была построена крепость у Татартупа, для защиты просителей от кабардинцев и горных чеченцев[39]. Среди различных источников сохранилось свидетельство подполковника российской армии, дивизионного квартирмейстера
Л. Л. фон Штедера (1781 год), сообщавшего о совместном расселении в ряде сёл на «плоскости» орстхойцев с ингушами[20]:
Я следовал берегом реки Сунжи через равнины, и поля ингушей почти до гор. По ту сторону [Сунжи] на 4 версты восточнее лежали под лесистым отрогом 3 или 4 деревни ахкиюртовцев, представляющих смесь ингушей и карабулаков [то есть орстхойцев] … |
Зависимость от Кабарды |
В конце XVIII — начале XIX веков в тактических интересах российских властей было время от времени использовать тезис о подвластности некоторых горских народностей Кабарде (в том числе и орстхойцев). Это позволяло распространять сферу влияния Российской империи на суверенные или зависимые от Турции территории, которые якобы были в вассальной зависимости от уже ставшей российской Кабарды. Сообщения о том, что кабардинские «владельцы» издревле собирали дань с орстхойцев и других горских народов, лишены основания, и хотя какой-то период выплаты податей имели место, но связано это было со временем, когда кабардинцам покровительствовала Россия и снабжала их более современным вооружением[40]:
… Осетинцы, Балкарцы, Карачаевцы, Абазинцы, Ингушевцы и Карабулаки [то есть орстхойцы] есть люди вольные, и хотя они с некоторых времён и платили им [кабардинским «владельцам»] подати, но сие единственно последовало от вышеписанного предмета силы оружия Российского и покровительства им, Кабардинцам, данного, и тогда ещё Российское правительство не имело совершенного сведения о состоянии и вольности тех народов. И. П. Дельпоццо[41] |
Кавказская война |
В период череды локальных войн на Северном Кавказе XVIII—XIX веков, а особенно во время наиболее агрессивной политики Российской империи — так называемой «Большой Кавказской войны» (1817—1864 годы), орстхойцы активно принимали участие в противодействии покорению горских народов. Когда было образовано теократическое государство Северо-Кавказский имамат, часть орстхойцев оказалась в пределах двух его административных единиц — Арштинского и Галашкинского вилайетов[42]. Большая их часть присоединилась к борьбе, организованной лидером имамата — Шамилем, известно, что одним из его сподвижников был орстхоец — Джамбулат Цечоев (Дзегоев).
Хронология основных событий:
1807 год — «усмирение» орстхойцев российскими войсками под предводительством генерал-майора П. Г. Лихачёва. Военный историк В. А. Потто назвал это деяние «последним подвигом пятнадцатилетней службы Лихачёва на Кавказе»[43].
1825 год — российские войска совершили военную экспедицию в орстхойские поселения по рекам Асса и Фортанга[42].
1827 год — очередное признание орстхойцами российского подданства. Наряду с некоторыми другими северокавказскими народностями, орстхойцы присягнули России благодаря действиям командующего войсками на Кавказской линии, в Черномории и Астрахани (а также начальника Кавказской области) — генерала Г. А. Эммануэля, которому в награду за это присоединение, сделанное не силой оружия, а умными распоряжениями, был пожалован Орден Святого Александра Невского[44].
1858 год — орстхойцы совместно с назрановцами, галашевцами и жителями Тарской долины приняли участие в одном из эпизодов Большой Кавказской войны — Назрановском восстании, окончившемся безуспешно[42].
1865 год (после окончания войны) — в Турцию было выселено/переселилось около 4 тысяч[45] орстхойцев, фактически основная часть этой народности — в ЭСБЕ даже сообщалось, что орстхойцы/карабулаки — это племя, «целиком выселившееся в Турцию»[46][47].
Некоторые упоминания об участии орстхойцев в военных действиях из российских документальных свидетельств[42]:
Рапорт от 30 марта 1840 года:
Вся Большая Чечня к нему [к Шамилю] передалась, равно как мичиковцы и ичкеринцы и многие ауховцы; качкалыковцы удерживаются в повиновении только присутствием нашего отряда. Некоторые из карабулакских [то есть орстхойских] и ингушевских деревень, все галгаевцы и кистинцы также в большом волнении и содействуют тайно или явно возмутителю. генерал П. Х. Граббе |
Донесение графу А. И. Чернышеву от 3 октября 1840 года:
В настоящем положении дел на левом фланге Линии Чечня в особенности обращает на себя внимание, ибо там, кроме коренных её жителей, гнездятся теперь все беглые карабулаки [то есть орстхойцы], назрановцы, галгаевцы, Сунженские и Надтеречные чеченцы и по призыву предводителя их Ахверды-Магомы, сподвижника Шамиля, собрать могут значительные силы, хорошо вооружённые, вблизи Военно-Грузинской дороги. генерал Е. А. Головин |
Современность |
В наши дни представители общества Орстхой частью растворились среди современных чеченцев, а частью — среди ингушей, также потомки орстхойцев проживают и за границей — в Турции[47]. В начале 1990-х годов орстхойцев охватило движение за национальное возрождение.
Культура |
Язык |
Орстхойцы являлись/являются носителями орстхойского диалекта, но, в наши дни, в Российской федерации орстхойцы используют также ингушский, русский или чеченский языки. Согласно современной лингвистической классификации, орстхойский диалект входит в аккинско-орстхойское наречие (устар. — галанчожское) и относится к вайнахскому языковому кластеру нахской ветви нахско-дагестанских языков. Сегодня лингвисты считают, что аккинско-орстхойское наречие занимает промежуточное положение между чеченским и ингушским языками (напр. Ю. Б. Коряков, 2006), однако, некоторые исследователи относят его к чеченскому языку. Гипотеза о принадлежности аккинско-орстхойского наречия к чеченскому языку иногда может быть связана с политизацией этого вопроса, так как её существование поддерживает тенденции ирредентизма в Чеченской республике. В начале XXI века использование орстхойского диалекта зафиксировано в центральной и северной Ингушетии (напр. в селе Сагопши), где орстхойцы официально причисляются к ингушам с ингушским языком; в Чечне орстхойский диалект был распространён на западе (напр. в верховьях рек Нетхой и Шалажа), но после депортации вайнахов в 1944 году сведений о его использовании в Чечне нет[48].
Орстхойский диалект различные исследователи иногда именуют отличающимися названиями — карабулакский, karabulak, qarabulak, balojn. Также встречаются и различные варианты написания самоназвания диалекта — arstxojn, arştxojn, erstxojn, erştxojn, orstxojn, orştxojn[49]. Первые данные о нём собрал советский языковед А. Н. Генко, основываясь на материалах, имеющихся в работах подполковника российской армии, дивизионного квартирмейстера Л. Л. фон Штедера (2-я пол. XVIII в.) и немецкого востоковеда, путешественника Ю. Г. Клапрота (нач. XIX в.). А. Н. Генко сближал орстхойский диалект с чеченским языком, но выделял его в особую группу[50]. Единственным, на данный момент, трудом, посвященным орстхойскому диалекту, является работа д-р филол. наук М. Р. Овхадова, который на основе полевых научных материалов, классифицировал язык орстхойцев, как «орстхойский говор галанчожского диалекта чеченского языка».
Нравы и обычаи |
В 1978 году, на основании рассказов местных жителей, А. С. Сулеймановым были собраны немногочисленные сведения о некоторых обычаях орстхойцев. В частности, он сообщает, что вплоть до конца XVIII века орстхойские мужчины, подчёркивая своё высокородное происхождение («эзди нах»), носили длинные кудри, а женщины — высокие причёски («кур»). Традиционно придавая некое важное значение волосяному покрову головы, орстхойцы заставляли начисто брить головы всех мужчин, попадавших в их зависимость[51].
Помимо прочего, описывая орстхойцев, А. С. Сулейманов упоминает, что «это одно из самых воинственных племён вайнахского народа»[52], подобная характеристика прослеживается и в источниках Российской империи, вероятно, под влиянием борьбы орстхойцев за независимость в период Большой Кавказской войны (1817—1864 годы). Сопротивление этой народности было столь упорным, что в статье о чеченцах в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» орстхойцы (в ЭСБЭ карабулаки) названы как «самое враждебное нам [России] племя»[46]. Согласно характеристике источника XIX века орстхойцы «самый беспокойный народ и ничем не удовлетворяются»[53].
Верования и религия |
У многих народов Северного Кавказа бытовали древние эпические сказания — «Нартский эпос», генезис которого среди учёных до сих пор остаётся спорным. Существенно отличаются от прочих сказания о богатырях-нартах в среде вайнахского населения — здесь они выступают неоднозначными, в основном отрицательными персонажами. Вайнахский эпос сохранился фрагментарно, в нём у нартов имеется дополнительное имя — орхустойцы/орстхойцы, в котором некоторые исследователи видят возможный эпоним исторических орстхойцев. Отличие в восприятии вайнахами характера нартов иногда трактуют как подчёркивание связи орстхойцев с исконными врагами горцев — жителями равнин (например, в некоторый период аланами), что позволяет предположить первоначальным местом обитания исторических орстхойцев предгорные равнины[10] (см. раздел «Возникновение»). Согласно ингушскому этнографу конца XIX — начала XX веков Ч. Э. Ахриеву, нярты/нарты и орхустойцы/орстхойцы это две группы мифологических персонажей — высоконравственные и злокозненные соответственно. Другой этнограф того же периода — Б. К. Далгат — считал, что наименования «нарты» и «орстхойцы» служат для обозначения одной категории героев — злых и коварных насильников, совершающих набеги на мирных людей и притесняющих безвинных. Этой точки зрения придерживались и последующие исследователи советского периода. Некоторое характерное отличие прослеживается в ингушских сказаниях — здесь иногда нарты-орстхойцы совместно с ингушами защищают родные земли от врагов, наступающих с равнин, а также роднятся с местными героями[54].
Сами орстхойцы одними из первых среди вайнахских обществ приняли ислам, что определённым образом сблизило их с уже находящимися в лоне этой религии чеченцами и отдалило от ингушей, придерживавшихся на тот момент в основном традиционных верований. До принятия ислама, вероятно, в среде орстхойцев ведущее место занимал культ священного оленя[52].
Примечания |
- Комментарии
↑ Представители многих северокавказских народов использовали сложную и не всегда однозначную систему названий для существовавших в их среде форм социальных и военных объединений. Например, нахские народы имели целую иерархическую систему таких объединений, состоящую из групп разного статуса и размера — тукхумы/шахары, тайпы, гары, некъи, ца, доьзалы и другие. Крупные формы таких союзов не имеют единого северокавказского названия и для упрощения в кавказоведении используется термин вольные общества или просто общества.
↑ Также балойцами часть нохчмахкахойцев/ичкеринцев называла горных аккинцев и ялхоройцев. Вероятно, это имя происходит от названия общества Балой, представители которого могли являться общими предками этих этнических групп — орстхойцев, горных аккинцев и ялхоройцев.
↑ Также карабулаками русские источники XVIII—XIX вв. иногда называли равнинных аккинцев/ауховцев (в дореформенной орфографии этнонимы указывались с большой буквы — Карабулаки). Вероятно, распространение имени карабулаки на равнинных аккинцев было связано с тем, что орстхойцы/карабулаки составляли значительную часть переселенцев, участвовавших в формировании этой этнической группы.
↑ Чеченский исследователь-краевед А. С. Сулейманов относит к Орстхой-Мохк и земли освоенные частью орстхойцев переселившихся севернее — в долину реки Сунжа (запад Чеченской равнины). Здесь они основали селения Элдархан-Гала, Обург-Юрт, Сипсо-Гала, Эна-Хишка, Гажар-Юрт, Эха-Борзе и др. (соответ. совр. Карабулак, Троицкая, Орджоникидзевская, Серноводская, Нестеровская, Ассиновская) (Сулейманов, 1978, с. 78—79, Сулейманов, 1985, с. 20—21).
↑ Часть орстхойцев переселилась ещё восточнее — вплоть до Дагестана, где они составили значительный компонент в этногенезе равнинных аккинцев.
↑ Указанные исследователи в различной степени признаны официальной наукой, и некоторые их работы имеют спорную ценность в научной среде этимологов и лингвистов.
↑ Также в работе А. С. Сулейманова имеется и более фантастичная версия происхождения этого тайпа: исследователь сообщает, что представители одного из чеченских обществ — тайпа Дай — считали предками орсойцев древних греков.
↑ Этноним, о котором сообщают восточные авторы как об одной из групп русов, помимо куйаба (киевлян) и салавийа (славян). Например, арабский географ Ибн Хаукаль в «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» (970-е годы).
↑ Например статья помощника Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Х. Умхаева «„Историческое“ мифотворчество» Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine.
↑ Большинство названий дано в соответствии с работой А. С. Сулейманова «Топонимия Чечено-Ингушетии» в IV частях (1976—1985 гг.), а также по его более краткому переизданию 1997 г. (Сулейманов, 1978; Сулейманов, 1997).
↑ В статье 1936 г. исследовавшей проблемы чеченского тайпа и в первом отдельном издании этой работы, М. А. Мамакаев не указывает наименования тайпов входящих в тукхум Орстхой (Мамакаев, 1936; Мамакаев, 1962).
↑ В работе А. С. Сулейманова «Топонимия Чечено-Ингушетии» (1976—1985 гг.) Мержа — это группа поселений Дак-бух, Далг-бух и Чуркх-бух. Однако, далее по тексту у А. С. Сулейманова имеется другая, вероятно, ошибочная информация, так как здесь Мержа включает слишком много селений, явно принадлежащих другим тайпам: помимо Дак-бух и Далг-бух, далее прибавляются Цечу-эхкие [Цечу-ахкие], Деха-Гериета, Сеха-Гериета, Хайха [Хевха], Кулие, а указанный первоначально Чуркх-бух — отсутствует. (Сулейманов, 1978, с. 80, 101; Сулейманов, 1997).
↑ В переиздании 1997 года появляется некоторая политизация текста статьи об орстхойцах в работе А. С. Сулейманова: 1) тайпы Ялхорой и Галай обозначены как чеченские (если первый бесспорно чеченский, то второй является чечено-ингушским); 2) граница расселения орстхойцев на равнине указана уже не расплывчато «уходила в затеречные пески», а конкретно — «уходила за реку Сунжу»; 3) опущена первоначальная характеристика А. С. Сулейманова орстхойцев, как племени занимавшего промежуточное положение между ингушами и чеченцами (Сулейманов, 1978, с. 78-80; Сулейманов, 1997).
↑ Селение Гехи или, возможно, Гехи-Чу.
↑ Х. Коригов — начальник ППО УМ-4 треста «ГТПС», С. Мержоев — диспетчер Прикаспийского отделения ВНИГИИК,
М. В. Белхороев — прокурор Заводского района города Грозный («Комсомольское племя», 1990).
↑ Два документа — 1) 1616 год ранее октября 6-го: «Челобитная служилых „окочан“ Терского города, поданная в Терской приказной избе, о притеснениях со стороны кабардинского кн. Сунчалея Янглычевича Черкасского»; 2) 1619 год позднее мая 4-го: «Отписка терского воеводы Н. Д. Вельяминова в Посольский приказ о принесении шерти кабардинским мурзой Алегукой Шегануковым и о просьбе кабардинских мурз прислать к ним ратных людей для совместной борьбы с ногайскими татарами» (Кабардино-русские отношения в XVI—XVIII веках. (недоступная ссылка) — М: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — Т. 1. — С. 95, 97).
- Источники
↑ Pavlova, O. S. (Olʹga Sergeevna), Павлова, О. С. (Ольга Сергеевна). Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета. — Moskva: Forum, 2012. — С. 59. — 383 pages с. — ISBN 9785911346652, 5911346656.
↑ 12 Гюльденштедт, 1787, 1791 (2002), с. 243, 407 (коммент. Ю. Ю. Карпова)..
↑ 1234 Ахмадов Ш. Б., 2002, с. 230.
↑ 123 Сулейманов, 1978, с. 78.
↑ 12 Сулейманов, 1997, с. 13.
↑ Ингушско-русский словарь, 2005, с. 330.
↑ Ингушско-русский словарь, 2009, с. 536.
↑ Например:
Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии, ч. 1. — Гр.: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1976. — С. 34, 105.
↑ Саратов И. Е. Следы наших предков / Памятники Отечества, № 2. — М.: «Русская книга», 1985. — С. 36.
↑ 123 Чеченский архив (Сборник материалов по истории чеченского народа). Выпуск I. — Гр.: ГУП «Книжное издательство», 2008. — С. 48—113 (
Я. С. Вагапов Вайнахи и сарматы: нахский пласт в сарматской ономастике. — Гр.: «Книга», 1990).
↑
Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. — М.: Наука, 1972. — С.115
↑ 12 Чеченский архив (Сборник материалов по истории чеченского народа). — Гр.: ГУП «Книжное издательство», 2008. — С. 187—191 (
Бызов И. В. Аланы: кто они? // Объединённая газета, № 3—4 (59—60) — 2005).
↑ 12 Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. — М.: «Наука», 1973. — С. 170.
↑ 12 Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии, ч. 2. — Гр.: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1978. — C. 115.
↑ Гюльденштедт И. А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. — СПб., 1809. — С. 460.
↑ Ахмадов Ш. Б., 2002, с. 231.
↑ 123 Сулейманов А. С. Топонимия Чечни Архивная копия от 7 ноября 2014 на Wayback Machine. — Гр.: ГУП «Книжное издательство», 2006. — (переиздание 1976—1985 гг.).
↑ Ахмадов Ш. Б., 2002, с. 234.
↑ Шнирельман В. А. Часть третья. Преодоление судьбы (чеченцы и ингуши). Глава 16. Судьба чеченцев-аккинцев. // Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. / Ред. серии И. Калинин. — М.: «Новое литературное обозрение», 2006.
↑ 123456 Кодзоев Н. Д. История ингушского народа. Глава 4. § 1. Жизнь ингушей на равнинах и в горах (сайт «Ингушетия.ру»).
↑ 12 Шнирельман В. А. Ук. соч.
↑ Ахмадов Ш. Б., 2002, с. 230—231.
↑ 12 Мамакаев, 1973, с. 19.
↑ Мамакаев, 1973, с. 22.
↑ Сулейманов, 1997.
↑ 12 Ахмадов Я. 3., Ахмадов Ш. Б., Багаев М. X., Хизриев X. А. История Чечено-Ингушетии (дореволюционный период) // Учебное пособие. — Гр., 1991. — С. 50.
↑ 12345 Частный сайт А. Шнайдера: Чеченские тейпы и тукхумы.
↑ 12 Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX в. — М., 1974. — С. 160—161.
↑ 12 Сулейманов, 1997, с. 397.
↑ Ингушско-русский словарь, 2005, с. 474.
↑ 12 Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX в. — М., 1974. — С. 163.
↑ Сулейманов, 1978, с. 78—79.
↑ 12 «Комсомольское племя», 1990.
↑
Юсупов М. М. Орстхойцы — кто они? // Бюллетень «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов» (EAWARN). — Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. — № 26. — С. 60—61.
↑ 12 Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. — М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1973. — С. 162.
↑ Вахушти Багратиони. География Грузии. Записки Кавказского отдела РГО, кн. 24, вып. 5. — Тифлис, 1904. — С. 151.
↑ Документальная история образования многонационального государства Российского. В 4-х книгах. Книга первая. Россия и Северный Кавказ в XVI—XIX веках. / Под общей ред. Г. Л. Бондаревского и Г. Н. Колбая. — М.: «Норма», 1998. — С. 175.
↑ Ахмадов Ш. Б., 2002, с. 68, 234.
↑ Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722-го по 1803 год. Извлечения. — Нальчик: «Эль-Фа», 2001. — С. 318.
↑ Кипкеева З. Б. Северный Кавказ в Российской империи: народы, миграции, территории. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. — С. 148—149.
↑ АКАК, Т. 4. — Тифлис, 1870. — С. 879.
↑ 1234 Кодзоев Н. Д. История ингушского народа. Глава 5. § 1. Ингушетия в первой половине XIX в. (сайт «Ингушетия.ру»).
↑
Потто В. А. С древнейших времён до Ермолова // Каваказская война. — Ставрополь: «Кавказский край», 1994. — Т. 1. — С. 623.
↑ Эммануэль, Георгий Арсеньевич // Большая Биографическая Энциклопедия. — СПб.: тип. Главного Упр. Уделов, 1912.
↑ Кодзоев Н. Д. История ингушского народа. Глава 5. § 2. Ингушетия во второй половине XIX в. (сайт «Ингушетия.ру»).
↑ 12 Чеченцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ 12 Ахмадов Ш. Б., 2002, с. 44.
↑ Коряков Ю. Б., 2006, с. 26—27.
↑ Коряков Ю. Б., 2006, с. 26.
↑ Генко А. Н. Из культурного прошлого ингушей // Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР, т. V. — Л., 1930. — С. 681—761.
↑ Сулейманов, 1978, с. 79.
↑ 12 Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии, ч. 2. — Гр.: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1978. — C. 80.
↑ Сборник сведений о кавказских горцах. VIII. 29. — Тифлис, 1875.
↑ Мифы народов мира / Отв. ред. С. А. Токарев. — М.: «Советская энциклопедия», 1992. — Т. 2. — С. 199—200.
Литература |
- Ахмадов Ш. Б. Чечня и Ингушетия в XVIII — начале XIX века. (Очерки социально-экономического развития и общественно-политического устройства Чечни и Ингушетии в XVIII — начале XIX века) / Научн. ред. А. Д. Яндаров. — Академия наук Чеченской Республики. Чеченский государственный университет. НИИ гуманитарных наук Чеченской Республики. — Элиста: АПП «Джангар», 2002. — 528 с. — ISBN 5-94587-072-3..
- Волкова Н. Г. Глава пятая. Вайнахи // Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа / Ответ. ред. Л. И. Лавров. — АН СССР. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1973. — 208 с. — 1600 экз.
- Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века / Ответ. ред. В. К. Гарданов. — АН СССР. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: «Наука», 1974. — 276 с. — 2300 экз.
- Гюльденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг : [нем.] = Reisen durch Russland und im Caucasischen Gebürge / von P. S. Pallas : полев. исслед / Пер. Т. К. Шафроновской, ред. и коммент. Ю. Ю. Карпов. — РАН. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунтскамера). — СПб. : «Петербургское востоковедение», 1787, 1791 (2002). — 512 [или 507?] с. — [1-е изд. на русск. яз. всех материалов И. А. Гюльденштедта последней трети XVIII в.]. — 1000 экз. — ISBN 5-85803-213-3.
- Ингушско-русский словарь: 11142 слова = ГIалгIай-Эрсий дошлорг: 11142 дош / Сост.: А. С. Куркиев. — Ингушский государственный университет. — Магас: «Сердало», 2005. — 544 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94452-054-Х.
- Ингушско-русский словарь: 24 000 слов = ГIалгIай-Эрсий дошлорг: 24 000 дош / Сост.: А. И. Бекова, У. Б. Дударов, Ф. М. Илиева, Л. Д. Мальсагова, Л. У. Тариева, научн. руковод. Л. У. Тариева. — Ингушский НИИ гуманитарных наук им. Ч. Ахриева. — Нальчик: ГП КБР РПК, 2009. — 983 с. — ISBN 978-5-88195-965-4.
- Коригов Х., Мержоев С.,
Белхороев М. В. Последнее слово — за нами // газета : «Комсомольское племя». — Гр.: орган Чечено-Ингушского Рескома ВЛКСМ, 1990. — № 44 (5555) от 1 ноября. - Коряков Ю. Б. Северокавказская семья // Атлас кавказских языков (с приложением полного реестра языков). — РАН. Ин-т языкознания. — М.: «Пилигрим», 2006. — 76 с. — ISBN 5-9900772-1-1.
- Мамакаев М. А. Чеченский тайп (род) и процесс его разложения : ст. // «Известия Чечено-Ингушского НИИ истории, языка и литературы» : газета. — Гр., 1936. — (написана в 1934 г., отдельное изд. подготовленное в 1937 г. не увидело свет).
- Мамакаев М. А. Чеченский тайп (род) и процесс его разложения : научн.-исслед. раб. / Ред. Ф. М. Колесников. — [1-е изд. работы 1934 г.] — Гр. : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1962. — 47 с. — 1500 экз.
- Мамакаев М. А. Чеченский тайп (род) в период его разложения : научн.-исслед. раб. / Ред. Х. М. Джабраилов. — [Переизд. работы 1934 г., пересмотр. версия]. — Гр. : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1973. — 100 с. — 10 000 экз.
- Сулейманов А. С. II часть : Горная Ингушетия (юго-западная часть), Горная Чечня (центральная и юго-восточная части) : топоним. слов // Топонимия Чечено-Ингушетии : в IV частях (1976—1985 гг.) / Ред. А. Х. Шайхиев. — Гр. : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1978. — 289 с. — 5000 экз.
- Сулейманов А. С. IV часть : топоним. слов // Топонимия Чечено-Ингушетии : в IV частях (1976—1985 гг.) / Рецензент Я. У. Эсхаджиев, ред. И. А. Ирисханов. — Гр. : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1985. — 224 с. — 5000 экз.
- Сулейманов А. С. Топонимия Чечни : топоним. слов. — [1-е переизд. работы 1976—1985 гг., изменённое и дополн.] — Нальчик : «Эль-Фа», 1997. — 685 с. — 1000 экз. — ISBN 5-88195-263-4.
- Сулейманов А. С. Топонимия Чечни : топонимич. слов / Ред. Т. И. Бураева. — [2-е переизд. работы 1976—1985 гг., изменённое и дополн.] — Гр. : ГУП «Книжное издательство», 2006. — 712 с. — 5000 экз. — ISBN 5-98896-002-2.
- Шнирельман В. А. Часть III. Преодоление судьбы (чеченцы и ингуши) // Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке : моногр. / Ред. серии И. Калинин. — РАН. Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. — М : «Новое литературное обозрение», 2006. — 696 с. — 1500 экз. — ISBN 5-86793-406-3.
- Юсупов М. Орстхойцы — кто они? // Бюллетень «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов» (EAWARN). — Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. — № 26. — С. 60—61.
Ссылки |
О границах (недоступная ссылка) — частный сайт «HABAR.ORG».
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии. |