Священное Предание
Свяще́нное Преда́ние (греч. Ιερά Παράδοση, лат. Sacra Traditio) — в исторических церквях и англиканском сообществе церквей — один из источников вероучения и церковного права наряду со Священным Писанием.
Содержание
1 Понятие
2 Состав
3 Отношение Священного предания к апокрифам
4 Отношение к Священному Преданию в различных конфессиях
5 Примечания
6 Ссылки
Понятие |
Согласно православному катехизису митрополита Филарета (Дроздова):
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Святитель Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви[1].
Термин «предание» встречается уже в посланиях апостолов:
…братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. (2Фес. 2:15) |
Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. (1Кор. 11:2) |
О, Тимофей! храни преданное тебе (О, Тимофее! Предание сохрани - Церк.-слав.[2]) (1Тим. 6:20) |
Святитель Василий Великий, обосновывая необходимость Священного Предания, пишет:
Из всех хранимых Церковью догматов и традиций, одни получены из письменного источника, а другие приняты от переданного тайно Апостольского предания. Для благочестия же те и другие имеют одинаковую силу, и этому не будет противоречить никто, мало-мальски разбирающийся в церковных правилах. Поскольку если мы осмелимся отвергнуть неписаные обычаи, как якобы не имеющие большого значения, то обязательно повредим Евангелию в самом главном, — более того, оставим от апостольской проповеди одну внешнюю оболочку[3].
Священное Предание имеет три уровня[4]:
- передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;
- передача опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением;
- передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств (епископское преемство от апостолов).
Состав |
В православии в состав Священного Предания, помимо Священного Писания (Библии), входят:
Вероучение: догматические вероопределения, изложенные в Символе веры и в решениях Вселенских соборов, древние символы, исповедания веры и символические книги;
Каноны: Правила святых апостолов, Вселенских и иных признанных соборов;
Литургическое предание: вероучительное содержание чинопоследований регулярных церковных богослужений, таинств и священнодействий, молитв и песнопений;
Творения святых отцов и учителей Церкви;
Мученические акты и жития святых;
церковное искусство: иконография, церковная архитектура и т. д.;
древние церковные истории: Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, Евагрия Схоластика, блаженного Феодорита Киррского, Руфина Аквилейского, Кассиодора и др[5].
В католицизме в Священное Предание не входит Священное Писание, но признается необходимым, в протестантизме какие-либо дополнительные книги и правила, кроме Священного Писания не являются необходимыми, так как признаётся только Священное Писание[6].
Отношение Священного предания к апокрифам |
По мнению В. H. Лосского источником Священного Предания могут быть и некоторые древние христианские апокрифы, не противоречащие Священному Писанию: «Церковь умеет извлечь из них то, что может полнить и иллюстрировать события, о которых умалчивает Писание, но которые Предание считает достоверными»[7].
Большая часть апокрифов отвергается церковным вероучением как противоречащие Священному писанию. Тем не менее, существуют немногочисленные апокрифы, которые прямо не противоречат Священному писанию, при этом не входя в его состав по другим причинам (например, они написаны явно позже годов жизни лица, от имени которого они написаны). Такие апокрифы обильно цитировались средневековыми авторами и повлияли на христианское вероучение, несмотря на свой статус. В качестве источников Священного предания чаще других использовались Евангелие от Никодима и Протоевангелие Иакова.
Отношение к Священному Преданию в различных конфессиях |
Так называемая латинская схема отношения к Священному Преданию окончательно сформировалась в XVI—XVII веках. Она считает, что часть учения, полученного от апостолов, была зафиксирована в книгах Священного Писания, а другая, не войдя в Писание, передавалась через устную проповедь и была записана в послеапостольскую эпоху. Эта вторая часть учения составляет Священное Предание. Эта концепция была воспринята в русской богословской науке от католиков в XIX – начале XX веков и сводилась к тому, что Священное Писание не входит в Священное Предание, которые представляют собой два различных способа сохранения и распространения Божественного Откровения, взаимодополняющих друг друга[8]. Эта точка зрения была, в частности, выражена митрополитами Макарием Булгаковым[9] и Филаретом Дроздовым[1] и другими русскими богословами.
В католицизме Священное Предание и Священное Писание тесно связаны между собой, так как оба берут свои начала в одном и том же Божественном источнике; Писание и Предание принимаются и почитаются с одинаковым чувством благоговения и уважения[10].
Только с середины XX века в православном богословии Священное Писание стало формой[11] или частью[12] Священного Предания, а не самостоятельным и независимым источником веры.
Для святоотеческой восточно-православной традиции характерно понимание Предания как опыта жизни во Cвятом Духе: «Предание есть жизнь Святого Духа в Церкви»[7].
В исходной православной традиции Предание понимается не как передача знаний (гносеологически), но литургически — как опытное соучастие жизни Святого Духа в Церкви. В таком понимании «у Предания два смысла, это: а) совокупность образов, через которые Христос проходит в жизнь людей, и: б) восприятие этих образов от поколения к поколению»[13]. В этом контексте Предание — источник Писания, а Священное Писание оказывается одним из выражений Предания. Или, по определению митрополита Филарета (Дроздова): Богодухновенное Писание — есть «продолжение и неизменный, особенным устроением Духа Божия упроченный вид Предания»[14]. Священное Писание для православных христиан является наиважнейшей формой Священного Предания[15]. В отличие от протестантства, православие отвергает те толкования Священного Писания, которые не основаны на опыте Церкви и противоречат ему. В православии утверждается, что вне Церкви, вне Предания правильное понимание Писания невозможно[12]. Творения святых Отцов служат руководством для правильного понимания Священного Писания (Библии). При этом, хотя творения святых Отцов являются несомненно авторитетными, в православии они не рассматриваются как сочинения богодухновенные, в отличие от канонических книг Библии и догматов, утвержденных на Вселенских соборах[16].
Если в католицизме Священное Предание определяется в узком смысле как учение (лат. sensu strictissimo), передаваемого от одного поколения другому посредством живого устного слова, то в православии Священное Предание понимается в широком смысле как полнота знания об Истине, выраженной как в Священном Писании, так и церковном учении (Правиле веры), которое соответствует Священному Писанию и излагает его суть[14][17].
Такое понимание Предания встречает трудности, в частности, в том, что можно составить список апостольских преданий, которые не исполняются: крещение только в проточной воде, молитва только на восток. Таким образом, апостольское происхождение предания не означает его неизменности[18].
Различные направления протестантизма, в отличие от исторических церквей, отрицают вероучительный авторитет Священного Предания как главного источника веры и признают допустимость самостоятельной интерпретации Священного писания христианином. Протестантский принцип гласит: «sola Scriptura» («только Писание»). Представители протестантских конфессий считают неправильным полагать высшим авторитетом в вопросах богопознания мнения людей, вместо того, чтобы доверять лично Богу, Который способен Духом Святым наставить христианина в Истине. При этом ортодоксальный протестантизм, при отрицании исключительной важности Предания, в ключевых вопросах понимания Бога следует общехристианской традиции, признавая де-факто соборные постановления и «согласие Отцов» (consensus patrum) по догматическим вопросам, по крайней мере, периода до Второго Никейского (Седьмого Вселенского) собора. В протестантизме, за исключением крайних изоляционистских групп, существует устойчивая тенденция «внимать свидетельству Отцов и почитать его», признавая за Преданием необязательный (относительный) авторитет[19].
Примечания |
↑ 12 Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви. — М.: Директ-Медия, 2014. — С. 10.
↑ Церк.-слав. Библия и синодальный перевод. Азбука.ру.
↑ Василий Великий. Правило 97, О Святом Духе, гл. 27.
↑ Протоиерей Давыденков О. В. Катехизис. Часть первая. Понятие о Божественном Откровении. Три уровня Священного Предания
↑ Протоиерей Давыденков О. В. Догматическое богословие. Глава 2. Формы Предания. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института. — 622 с.
↑ Протоиерей Давыденков О. В. Догматическое богословие. Раздел 2. Глава 1. Пункт 1.2. Соотношение Священного Писания и Священного Предания: Священное Писание как форма Священного Предания. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института. — 622 с.
↑ 12 Лосский В. H. Предание и предания
↑ Давыденков О. В. Катехизис. Часть первая. Понятие о Божественном Откровении. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника вероучения
↑ Митрополит Макарий (Булгаков). Введение в православное богословие. § 131. б) Священное Предание, действительно, сохранилось до нас в целости.
↑ Катехизис Католической церкви. Отношение между Преданием и Священным Писанием
↑ Давыденков О. В. Катехизис. Часть первая. Глава 2. Понятие о Божественном Откровении. Священное Писание как форма Священного Предания
↑ 12 Митрополит Иларион (Алфеев). Православие. Источники православного вероучения
↑ Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. vol. 1. Bucuresti, 1996, p. 45.
↑ 12 Ведерников А. «Проблема предания в православном богословии» // Журнал Московской Патриархии, 1961, № 10
↑ Давыденков О. В. Катехизис. Часть первая. Понятие о Божественном Откровении. Священное Писание — наиважнейшая из форм Священного Предания
↑ Б. А. Тихомиров. Богодухновенность // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 442-447. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
↑ Правило веры (Rule of Faith)
↑ Дьякон Андрей Кураев.Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? Три ответа о Предании.
↑ Барт К. Очерк догматики. — СПб., 2000. — С. 18