Вторник
Вто́рник — день недели между понедельником и средой. Согласно международному стандарту ISO 8601, это — второй день недели, хотя в некоторых традициях является третьим.
Содержание
1 Этимология
2 Религиозное соблюдение
3 Культурные традиции вторника
4 События, связанные с вторником
5 Примечания
Этимология |
В армянском (Երեքշաբթի — ерекшабти́), грузинском (სამშაბათი — самшабати), башкирском (шишәмбе), таджикском (сешанбе), татарском (сишәмбе) и казахском (сейсенбі) языках слово буквально означает «три (дня) от субботы».
У древних римлян был посвящён Марсу (фр. Mardi, итал. Martedì), у северогерманских племён — по аналогии Тиу (норв. Tysdag), что отразилось в его названиях на романских и германских языках.
Латинское имя вторника dies Martis («день Марса») является переводом древнегреческого ἡμέρα Ἄρεως (день Ареса). Ассоциация дней семидневной недели с семью классическими планетами, вероятно, восходит к эллинистическому периоду[1]. Между I и III столетиями Римская империя постепенно заменила восьмидневный римский рыночный цикл семидневной неделей. На большинстве языков с латинским происхождением (французский, испанский, итальянский), день назван в честь Марса, римского бога войны.
Английское имя получено из древнеанглийского Tiwesdæg и среднеанглийского Tewesday (современном английском Tuesday). Это был древнегерманский перевод с латыни, где имя бога войны Марса изменено на имя сходного по функциям германского бога Teiwaz (древнеанглийский Tiw). Таким образом вторник буквально означает «День Тиу»[2]. Tiw — древнеанглийская форма протогерманского бога *Tîwaz, или Týr на древненорвежском языке, бога войны и закона[3][4].
На классических языках Индии пали и санскрите, так же как в Таиланде, вторник называется Ангарака («тот, кто имеет красный цвет»)[5] и посвящён Мангалу, богу войны, и Марсу, красной планете.
«Вторник», в буквальном переводе с японского, — «день огня» (火曜日).
Религиозное соблюдение |
В православной церкви вторники посвящены Иоанну Крестителю. Октоих содержит гимны на эту тему, которые поют по вторникам в течение всего года.
День перед Великим постом в католических странах называется «жирным вторником» (см. Марди Гра).
В Великий вторник, который приходится на Страстную неделю, христиане вспоминают проповедь Иисуса Христа в Иерусалиме.
Культурные традиции вторника |
У евреев вторник считается самым подходящим днём для свадьбы, поскольку в книге «Бытие» при описании сотворения мира про этот день дважды сказано «хорошо», что выделило его из остальных будних дней.[6]
В греческой и испанской культурах вторник считается неудачным днём. Для греков — это день падения Константинополя, а у испанцев есть поговорка «Во вторник не женись и не отправляйся в путешествие» (исп. En martes, ni te cases ni te embarques). Вдобавок, в испаноязычном мире 13-е число месяца неудачно, если оно выпадает на вторник, а не на пятницу.
В тайском солнечном календаре название дня происходит из слова на языка пали, означающего планету Марс, буквально «Пепел Мертвых»[7]; цвет, связанный со вторником — розовый.
Вторник — обычный день для выборов в Соединенных Штатах Америки. Федеральные выборы проводятся во вторник после первого ноябрьского понедельника; эта дата была установлена законом 1845 года для президентских выборов (конкретно — для избрания Коллегии выборщиков) и была также приурочена для проведения выборов в Палату представителей (в 1875 г.) и в Сенат в (1914 г.). Вторник в начале девятнадцатого века с практичной стороны был весьма удобным днём голосования: предполагалось, что гражданам, возможно, придётся добираться к избирательным участкам в течение целого дня, и, если приурочить выборы к понедельнику, то многие не захотят выезжать из дома в воскресенье, поскольку в этот день подавляющее большинство населения посещает богослужения.
В России постановлением Народного комиссариата от 3 сентября 1919 года на вторник был перенесён праздничный отдых для «работников народного питания и общежитий».[8]
События, связанные с вторником |
29 октября 1929 года в США назван Чёрный вторник, это — начало большой паники на фондовом рынке, первый вторник после Чёрного четверга, который стал началом Великой депрессии.
Во второй вторник каждого месяца компания Microsoft выпускает обновления (патчи) для своих программ. Некоторые системные администраторы в шутку также называют этот день Чёрный вторник.
Примечания |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
вторник в Викисловаре | |
Вторник в Викицитатнике | |
Вторник на Викискладе |
↑ Широкое использование семидневной недели всюду в Эллинистическом мире, представляющем смешанные культуры, привело к унификации названий дней недели и привязки их к названиям планет, данных по именам греческих богов, близких по функциям к вавилонским (Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка — история). Проверено 7 августа 2011. Архивировано 10 августа 2011 года.)
↑ Tuesday (неопр.). Online Etymology Dictionary. Проверено 31 августа 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
↑ TIWAZ - The Warrior's Rune (неопр.). Oswald the Runemaker. Проверено 31 августа 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
↑ Stuart Alan. Tiw (Tyr) (неопр.). Anglo-Saxon Heathenism. Проверено 12 июля 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.
↑ Turner, Sir Ralph Lilley aṅgāraka 126 (неопр.). A comparative dictionary of the Indo-Aryan languages.
London: Oxford University Press. Digital Dictionaries of South Asia, University of Chicago (1962). — «126 aṅgāraka 1. Pali 'red like charcoal'; Sanskrit aṅārī. 2. Pali aṅgāraka masculine 'Mars'; Sanskrit aṅāro masculine 'Tuesday'.». Проверено 21 февраля 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
↑ Книга "Бытие" (неопр.).
↑ อังคาร angM khaanM (неопр.). Thai-language.com. Проверено 31 августа 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
↑ Большая советская энциклопедия (первое издание), — М: АО «Советская энциклопедия», 1929, С. 206