РАФ-2203











































































































РАФ-2203 «Латвия»
РАФ-2203 Лаборатория.jpg
Общие данные
Годы производства
1976—1997
Сборка
Флаг СССР РАФ (Рига / Елгава, СССР)
Флаг Латвии РАФ (Рига / Елгава, Латвия)
Дизайн
Тип кузова

4‑дв. микроавтобус (11‑мест.)
Платформа
ГАЗ-24 «Волга»
Компоновка
переднемоторная, заднеприводная
Двигатель









































































































































































































Трансмиссия























































Характеристики
Массово-габаритные
Длина
5070 мм
Ширина
1940 мм
Высота
1970 мм
Клиренс
180 мм
Колёсная база
2630 мм
Колея задняя
1420 мм
Колея передняя
1476 мм
Масса
1750 кг
На рынке
Связанные
ГАЗ-24 «Волга»
Другое
Грузоподъёмность
960 кг
Объём бака
55 л
Дизайнер
Артур Эйсерт
← РАФ-977 «Латвия»
Commons-logo.svg РАФ-2203 «Латвия» на Викискладе

РАФ-2203 «Латвия» (латыш. RAF-2203 Latvija) — микроавтобусы и специальные автомобили на их базе, серийно выпускавшиеся на заводе микроавтобусов РАФ в 1976—1997 годах. Автомобили данной модели широко использовались в качестве служебного транспорта, автомобилей скорой медицинской помощи и маршрутного такси вплоть до 2000-х годов, затем в России, Белоруссии, Украине и Казахстане были вытеснены «Газелями», а в остальных республиках бывшего СССР — подержанными микроавтобусами европейского производства.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Производство


    • 2.1 РАФ-2203


    • 2.2 РАФ-2203-01


    • 2.3 РАФ-22038-02


    • 2.4 Общее описание




  • 3 Области применения


    • 3.1 Скорая медицинская помощь


    • 3.2 Маршрутное такси


    • 3.3 Олимпиада-80


    • 3.4 Другие области




  • 4 Конструкция


  • 5 Модификации


    • 5.1 РАФ-2203


      • 5.1.1 «Олимпийская» серия




    • 5.2 РАФ-22038


    • 5.3 РАФ-2203-01


    • 5.4 РАФ-22038-02




  • 6 Оценка модели


    • 6.1 Достоинства


    • 6.2 Недостатки




  • 7 В игровой и сувенирной индустрии


  • 8 Примечания


  • 9 Литература


  • 10 Ссылки





История |


Создание нового советского микроавтобуса взамен модели РАФ-977 началось в 1963 году, когда руководство страны провозгласило приоритет химической промышленности. Кузов новой машины, получившей обозначение РАФ-982, решили выполнить из армированного стекловолокна. Однако уже год спустя в СССР были свёрнуты работы по изучению неметаллических материалов, и Рижская автобусная фабрика приостановила данный проект, вернувшись к использованию традиционных материалов при создании кузова. Тем более, что опытный образец микроавтобуса по возвращении с демонстрации в Москве попал в серьёзную аварию, в которой пострадали люди. Это послужило дополнительным толчком к прекращению на заводе экспериментов со стеклопластиковыми кузовами.


В дальнейшем разработку нового перспективного автомобиля вели в режиме конкурса две независимые группы инженеров: одна — под руководством А. Миезиса[1], вторую возглавил А. Бергс[2]. Проектируемые микроавтобусы должны были удовлетворять двум основным требованиям: им следовало базироваться на агрегатах легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга» и быть двенадцатиместными.


Первым появился прототип группы Миезиса, получивший условное обозначение РАФ-982-I[3]. Микроавтобус полностью соответствовал техническому заданию. Более того, за счёт применения полукапотной компоновки конструкторы улучшили доступ к двигателю, повысили безопасность на передних местах и практически устранили серьёзную проблему предыдущей модели — неравномерную развесовку по осям. Но одновременно с этим машина имела два ярко выраженных недостатка: консервативный внешний вид и слишком высокую снаряжённую массу.


Перспективная модель РАФ-982-II группы Бергса появилась значительно позже — в 1968 году. Она использовала традиционную вагонную компоновку и обладала красивым футуристичным кузовом, нарисованным членом Союза художников СССР Артуром Эйсертом. Однако, вопреки техническому заданию, микроавтобус был 11-местным, а проблема плохой развесовки по осям не только не исчезла, но и усугубилась. Кроме того, инженерами не был решён вопрос безопасности водителя и переднего пассажира.


В том же году оба автомобиля были отправлены в Москву для прохождения межведомственной комиссии в Министерстве автомобильной промышленности СССР. В итоге комиссия, в которую входили и работники медицины[4], сочла более удачным для серийного производства прототип РАФ-982-I. Однако генеральный директор РАФа Илья Поздняк не был доволен этим решением. Он считал авангардный прототип группы А. Бергса более перспективной моделью, которая могла бы сподвигнуть Министерство принять решение о строительстве нового автозавода. Поэтому в 1971 году новые прототипы, в которых конструкторы постарались исправить свои прежние ошибки, были вновь представлены в Москве, где комиссия приняла окончательное решение о запуске в серию автомобиля РАФ-982-II.


Производственных мощностей завода в Риге было недостаточно для обеспечения огромной страны новыми микроавтобусами, поэтому 25 июля 1969 года в городе Елгаве началось строительство нового автозавода, оснащённого самым современным на тот момент оборудованием и рассчитанного на производство 25 000 автомобилей в год. После вступления в строй он должен был приступить к серийному выпуску перспективной модели микроавтобуса. Доводка прототипа РАФ-982-II проходила одновременно со строительством завода и в конечном счёте привела к появлению модели РАФ-2203, значительно отличавшейся от конкурсных машин как внешне, так и с технической точки зрения. Главными отличиями стали полностью переработанный кузов и основные агрегаты от более современной "Волги" ГАЗ-24. В итоге новая модель стала заметно безопаснее и комфортабельнее предшественника РАФ-977: изменились пропорции кузова, снизился центр тяжести, что вкупе с удачным выбором элементов подвески сделало машину более устойчивой и манёвренной, хотя проблемы с развесовкой по осям сохранились в полной мере.


Первые опытные экземпляры микроавтобуса РАФ-2203 и автомобиля скорой помощи на его базе, построенные в 1971—1972 годах, отличались угловатыми передними крыльями, стеклоочистителями автобусного типа, хромированными зеркалами оригинальной формы и задними фонарями от автомобиля «Москвич-412». В 1973—1974 годах было построено ещё два пассажирских автомобиля, которые приобрели более привычный внешний вид, хотя одновременно их отличало множество особенностей, не присущих серийным автомобилям: "клыки" на переднем бампере, рельефные надписи "Latvija" на боковинах кузова, хромированные зеркала заднего вида, оригинальные скруглённые задние огни с фонарями заднего хода вместо отдельных габаритов в общих рядах огней, а также несколько иное расположение основных агрегатов под внутренним капотом. Построенный несколько ранее синий микроавтобус с белой полосой, экпонировавшийся на всесоюзной выставке «Автопром — 50 лет», имел также оригинальную хромированную решётку радиатора и окантовку фар в цвет кузова. Такие же особенности отличали и первые образцы маршрутного РАФ-22032 и милицейского РАФ-22033, построенные в 1973 году. В период доводки и предсерийного освоения новой модели специалистами было разработано целое семейство перспективных модификаций микроавтобуса. Практически все автомобили успешно прошли опытную эксплуатацию, но в массовое производство запущены не были: даже совершенно новый завод не был способен его наладить в связи с огромным спросом на базовые микроавтобусы и кареты скорой помощи.



Производство |



РАФ-2203 |


Первая партия серийных микроавтобусов РАФ-2203, приуроченная к открытию XXV съезда КПСС, выехала со сборочной линии нового автозавода в декабре 1975 года, а с февраля следующего года началось постепенное освоение массового производства. В начале 1977 года на конвейер официально встала и основная модификация — машина скорой медицинской помощи РАФ-22031 «Латвия».




Микроавтобус РАФ-2203 «Латвия»


Автомобили данного выпуска отличались форточками окон передних дверей, круглыми зеркалами заднего вида[5], стояночными огнями на крыше (у пассажирской модели) и задних стойках кузова, "круглым" передним бампером без "клыков", расположенным над указателями поворотов, двумя небольшими угловыми бамперами в кормовой части, отсутствием фонарей заднего хода в общих рядах огней[6] и хромированными колёсными колпаками от "Волги" ГАЗ-21. До окончания 1976 года серийные машины комплектовались оригинальной высокой панелью приборов с круглыми циферблатами, а в 1977 году обзавелись "низкой" панелью с комбинацией приборов от автомобиля ГАЗ-24. В это же время было решено отказаться от вентиляционного отверстия под средним окном по левому борту.













Признаками ранних машин также являются подфарники от ГАЗ-24 и эмблема завода на задней двери. На рубеже 1978—1979 годов вместо оптики от "Волги" стали устанавливать единые автобусные повторители поворотов, а с задней двери исчезла заводская эмблема. В таком виде микроавтобусы выпускались почти 10 лет практически без изменений в конструкции.


В 1979 году продукции завода РАФ был присвоен государственный Знак качества, однако непосредственно качество выпускаемых автомобилей постепенно падало с каждым годом, и на завод всё чаще стали поступать рекламации и жалобы, в том числе от врачей, работавших в скорой медицинской помощи. В феврале 1986 года госприёмка вернула на завод порядка 13% новых микроавтобусов для устранения многочисленных обнаруженных дефектов. В том же году развернулась публичная дискуссия, связанная с моральным устареванием и неуклонным снижением качества продукции елгавского автозавода. Конфликт показал, что для улучшения создавшейся ситуации заводу необходимы не только новые модели микроавтобусов, но и другой директор, которым в ходе проведённых выборов стал Виктор Боссерт. Одновременно руководство страны выделило из бюджета значительные средства для технического перевооружения Рижской автобусной фабрики.



РАФ-2203-01 |




Опытный микроавтобус РАФ-22038 (1984 год)


В 1986—1987 годах завод начал борьбу за обновление модельного ряда и повышение качества выпускаемых автомобилей. Для этого планировалось приступить к выпуску глубоко модернизированного микроавтобуса РАФ-22038, первый опытный образец которого появился в начале 1980-х[7]. Данная модель сочетала в себе большое количество технических нововведений. Наиболее значительными стали усиленный кузов с люком в крыше и форточками боковых задних окон[8], обновлённый салон, а также разработанная в НАМИ новая конструкция передней подвески типа "качающаяся свеча" с дисковыми тормозами и иным рулевым управлением.




Микроавтобус РАФ-2203-01 «Латвия»








Мелкосерийный грузовик РАФ-3311-01






Цельнометаллический пикап РАФ-33113-01






Однако мощностей фабрики оказалось недостаточно для одновременного внедрения в массовое производство всех задуманных новшеств, поэтому в 1987 году началось производство переходной модели. Она обзавелась модернизированным двигателем ЗМЗ-402.10, бамперами из алюминиевого профиля, бесфорточными передними дверьми с новыми прямоугольными зеркалами, а также автобусными фонарями заднего хода в общих рядах огней. Исчезли стояночные огни на крыше и задних стойках. Чуть позже задняя дверь стала подвешиваться на наружные петли с пневматическими упорами вместо внутренних торсионов, крыша получила подштамповку для установки люка (люки устанавливались в цехе малых серий по заказу), а колпаки колёс от "Волги" ГАЗ-21 были заменены оригинальными декоративными "звёздами" из чёрного пластика. Кроме того, кузов автомобилей был усилен неполной перегородкой, находящейся за передними сиденьями. Базовые микроавтобусы данного выпуска получили обозначение РАФ-2203-01, а серийно производимые модификации приобрели аналогичную приставку "01" в своих индексах.


После распада СССР цены на комплектующие резко повысились, а качество латвийских микроавтобусов осталось на прежнем уровне. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики, инженерно-технический центр (ИТЦ) завода начал активно разрабатывать новые коммерческие модификации: от грузовиков РАФ-33111 до цельнометаллических пикапов РАФ-33113. Впоследствии данные машины пользовались очень высоким спросом, однако основной конвейер в Елгаве не был способен к одномоментному переходу на выпуск новых моделей, а рижская площадка завода не имела возможности производить их массово. В это же время завод в опытном порядке начал устанавливать импортные дизельные двигатели на некоторые базовые и грузовые автомобили, однако данный проект оказался слишком дорогостоящим, и от него пришлось отказаться. В связи с этими проблемами, объёмы производства стали год за годом неуклонно снижаться.


В 1992 году серийные машины получили новую пластиковую облицовку, изначально задуманную для модели РАФ-22038, а приблизительно с середины 1993 года в серию пошли травмобезопасная передняя панель с новой высокой комбинацией приборов и рулевая колонка с более современным управлением стеклоочистителями и светом. Некоторые поздние автомобили, относящиеся к серии РАФ-2203-01, получили новые боковые повторители поворотов на крыльях, хотя полный переход на них произошёл лишь к 1995 году[9].



РАФ-22038-02 |




Микроавтобус РАФ-22038-02 «Латвия»


Автомобили модели РАФ-2203-01 производились вплоть до середины 1994 года, когда завод завершил очередной этап модернизации своей продукции: микроавтобусы обзавелись улучшенной тормозной системой с одним вакуумным усилителем вместо двух гидровакуумных, более совершенным карбюратором, новой системой вентиляции и отопления, а позднее — ремнями безопасности инерционного типа, более эффективным воздушным фильтром, улучшенной за счёт нового пластикового капота двигателя шумоизоляцией рабочего места водителя и сферическими зеркалами заднего вида.













В результате проводимой модернизации модельного ряда заметно улучшались потребительские свойства производимых микроавтобусов, однако, вопреки широко распространённому мнению, серийные машины так и не получили индекс РАФ-22038, а стали обозначаться как РАФ-22038-02[10]. Другими словами, конструкция автомобилей оставалась в переходном состоянии, из которого так и не вышла до окончания производства. В частности, так и не была освоена в серийном производстве новая передняя подвеска, а кузов фактически продолжал соответствовать модели РАФ-2203.


В середине 1990-х годов традиционные ручки дверей от «Москвича-408» у микроавтобусов РАФ стали постепенно заменяться более удобными матово-чёрными[11]. Самые поздние автомобили обзавелись более современными цельнопластиковыми бамперами и новыми боковыми панелями салона.


В 1997 году производство на заводе микроавтобусов РАФ было полностью остановлено в связи с потерей основного рынка сбыта в странах СНГ, где появился более современный конкурент автомобилей РАФ — микроавтобус «Газель» Горьковского автозавода. Год спустя Рижская автобусная фабрика прекратила своё существование.



Общее описание |


Важнейшей задачей завода в советское время был экспорт автомобилей в социалистические и развивающиеся государства. Микроавтобусы и машины скорой помощи в специальном экспортном исполнении активно поставлялись в Венгрию, Болгарию, Польшу, ГДР, Чехословакию, Финляндию, Вьетнам, Монголию, Китай, Ирак, Афганистан, Нигерию, Панаму, на Кубу и в другие государства. После распада СССР экспорт микроавтобусов РАФ за границу стал стремительно снижаться и через несколько лет прекратился полностью.


Инженерно-конструкторское бюро РАФа всегда активно сотрудничало с другими предприятиями при создании нестандартных и узкоспециализированных модификаций микроавтобуса. Одним из основных направлений таких экспериментов стало применение двигателей, работающих на альтернативных видах топлива. В 1970-х и 1980-х годах на заводе был создан целый ряд электромобилей, различающихся как по назначению, так и по своей конструкции. В 1982 году на Московской международной выставке «Электро-82» был представлен первый в мире водородный микроавтобус «Квант-РАФ», созданный совместно с НПО «Квант». На нём была применена комбинированная энергоустановка на основе водородо-воздушного двигателя мощностью 2 кВт и никель-цинковой аккумуляторной батареи (5 кВт⋅ч). Вопросом применения водорода для питания двигателя микроавтобусов и машин скорой помощи РАФ занимались и специалисты из НАМИ, разработавшие несколько успешных опытных машин, работавших на смеси бензина с водородом. В середине 1980-х были проведены испытания микроавтобусов, работающих на газожидкостном топливе, а в 1988 году в мелкосерийное производство была запущена модификация РАФ-2203-02, оснащённая газовым оборудованием. Газовый баллон в этих автомобилях располагался за последним рядом сидений и имел естественную вентиляцию через специальные отверстия в полу.


Во второй половине 1980-х незначительное число выпущенных пассажирских микроавтобусов (около 80—90 машин в год) передавалось в частное пользование главам многодетных семей, хотя чаще всего они получали не новые, а списанные или аварийные микроавтобусы, что, тем не менее, было очень положительно по меркам того времени, тем более что РАФы не подлежали возврату государству или бесплатной замене через определенный период времени.








«






Микроавтобус РАФ-22038-02 в комплектации «Люкс»






В 1990-х годах в крупных городах России работала дилерская фирма «Сорола» (совместно российско-латвийская), которая занималась предпродажной подготовкой, единичным производством и тюнингом микроавтобусов РАФ. Чаще всего выпущенные ею автомобили оснащались усиленными кузовом и подвеской, люком в крыше, дополнительным багажником, доступ к которому обеспечивала лестница на задней двери микроавтобуса, а также комфортабельным трансформируемым салоном. По требованию заказчика в салоне могли устанавливаться стол, мини-бар, гардероб, холодильник, телевизор и аудиоаппаратура. В то же время были довольно распространёнными и другие тюнинг-ателье, специализирующиеся на ремонте и переоборудовании микроавтобусов РАФ, например, литовский «Сервис-РАФ» и омский «МИРАФ». Некоторое время (в частности, в течение 1995 года) автомобили РАФ-22038-02 в комплектации "Люкс" мелкосерийно выпускались и при самом заводе. Следует отметить, что территория завода в Риге имела собственную сильную ремонтную базу, поэтому зачастую микроавтобусы пригонялись в Латвию для прохождения капитального ремонта, в ходе которого они, как правило, обзаводились элементами кузова и салона от более поздних моделей, а в некоторых случаях даже полностью меняли назначение. Например, базовый служебный автомобиль или карета скорой помощи, проходя капитальный ремонт на заводе в 1990-х годах, по заказу владельцев могли переоборудоваться в частные тюнингованные автомобили с трансформируемым салоном, сохранив при этом изначальные индексы модели.


РАФ-2203 стал самой массовой и фактически единственной моделью микроавтобуса в СССР, не считая немногочисленных импортных «Nysa» и «Żuk». В период своего расцвета в конце 1980-х завод РАФ выпускал до восемнадцати тысяч автомобилей в год. Однако, несмотря на то, что за весь период работы завода в Елгаве было создано несколько десятков самых разнообразных модификаций, массовый характер носили только две основные модели: пассажирские микроавтобусы (РАФ-2203/2203-01/22038-02) и кареты скорой медицинской помощи на их базе (РАФ-22031/22031-01/2915-02 соответственно). Прочие модификации оставались опытными, мелкосерийными или построенными на заказ. Такие экземпляры выпускались в одном из цехов малых серий в Риге или Елгаве, а также различными сторонними предприятиями. Итоговый выпуск модели РАФ-2203 составил более 274 000 автомобилей всех модификаций.



Области применения |



Скорая медицинская помощь |


В Советском Союзе машины скорой медицинской помощи на базе микроавтобусов РАФ несли службу повсеместно и практически безальтернативно. Именно поэтому наиболее востребованной и массовой модификацией микроавтобуса РАФ-2203 «Латвия» стала медицинская. Первые опытные кареты скорой помощи появились одновременно с базовыми автомобилями в 1971—1972 годах и уже тогда получили своё отдельное обозначение РАФ-22031. В дальнейшем они производились параллельно с базовой моделью, лишь немного уступая последней в числе выпущенных экземпляров.




Салон линейной машины скорой помощи РАФ


В отличие от пассажирских микроавтобусов, для обивки бортов, дверей и сидений медицинских автомобилей применялись, как правило, материалы бежевого оттенка. Кабина традиционно отделялась от салона перегородкой со сдвижным стеклом. Для перевозки больного в салоне находились съёмные нескладные носилки, установленные на специальное погрузочное устройство, которое позволяло легко выкатывать их через задний дверной проём. Благодаря входящим в комплект дополнительным складным носилкам, при необходимости крепящимся к подвесным элементам потолка, РАФ скорой помощи мог одновременно перевозить двух больных в лежачем положении. У изголовья носилок находилось вращающееся кресло врача. По левому борту располагались шкафчики с медицинским оборудованием, а по правому — два складных сиденья, пространство за которыми предназначалось для хранения запасного колеса и инструмента. В комплектацию линейных автомобилей скорой помощи обязательно входили аппарат ингаляционного наркоза АН-8, аппарат для искусственной вентиляции лёгких "Кокчетав-1" или АДР-2, кислородный ингалятор КИ-3М, сфигмоманометр, ящик с набором для медицинской помощи, иммобилизационные шины и складывающийся подкладной щит. Кроме того, потребителю предлагалось дооборудовать машины одним или двумя рекомендованными комплектами оборудования, позволявшими расширить диапазон оказываемой помощи. В дополнительный комплект I входили дефибриллятор ДН-03, хирургический электроотсасыватель ЭОХП, электрокардиостимулятор ЭКСН-1, аппарат искусственной вентиляции лёгких «Лада», электрокардиоскоп ПЭКС-01, электрокардиограф ЭКГ-Н «Салют» и три 10-литровых баллона с закисью азота. Второй дополнительный комплект включал в себя монитор скорой помощи МСП-01, реокардиографический блок РК-01, дефибриллятор ДКИ-Н-01, электрокардиостимулятор ЭКСН-2, эхоэнцефалоскоп ЭЭС-12 и специальные крепёжные элементы. Для оборудования машины рекомендованным комплектом оборудования II было необходимо устанавливать в салоне штепсельные розетки для электропитания некоторых приборов от бортовой сети. Автомобили, поставляемые учреждениям Министерства здравоохранения, также комплектовались двухтональной сиреной и радиостанцией 1Р21 В-3 «Лен».




Автомобиль скорой помощи РАФ-22031 «Латвия»


Внешне автомобили скорой медицинской помощи РАФ также отличал ряд особенностей: бело-красная расцветка кузова, матовые боковые окна салона (на одном из сдвижных стёкол изображался красный крест в тонком обрамлении), прозрачное стекло задней двери[12] с таким же изображением символа скорой помощи, трафаретные надписи «Скорая медицинская помощь» по бортам, два подсвечиваемых опознавательных фонаря с изображениями красного креста, между ними — вращающаяся фара-искатель для поиска нужного адреса в тёмное время суток, синий проблесковый маячок на крышке оборудования радиостанции, воздухозаборник на крыше, а также прожектор слева от задней двери для облегчения погрузки больного в условиях плохой видимости. Опытные и предсерийные автомобили получали горизонтальную красную полосу с изображениями крестов в белых окружностях на дверях и капоте, но для серийных машин была характерна другая схема окраски, соответствующая стандарту 1975 года: красные передние двери, горизонтальные полосы по бортам, а также две вертикальные полосы на капоте и в задней части машины.


С конвейера завода также сошло некоторое количество автомобилей РАФ-22031 в особой комплектации специально для 4-ого Главного Управления при Министерстве Здравоохранения СССР. Кроме набора внутреннего оборудования, эти машины отличались и нестандартной окраской: красная горизонтальная полоса по всему периметру, отдельно окрашенные «юбки» кузова и отсутствие каких-либо надписей на бортах. Сотрудники ГАИ имели отдельный запрет на остановку таких медицинских машин.


Помимо основной модификации микроавтобуса, предназначенной для работы на станциях скорой помощи, фабрика с 1978 года мелкими партиями выпускала автомобили централизованной перевозки крови (АЦПК) РАФ-22035. Визуально эти машины почти не отличались от линейных карет скорой помощи. Их выделяло лишь отсутствие некоторых типичных элементов, таких как надписи "Скорая медицинская помощь", проблесковый маячок, воздухозаборник и прожектора. Автомобиль был двухместным, так как весь салон занимали стеллажи с термоизоляционными контейнерами ТКМ-3,5 и ТКМ-7, обеспечивающими возможность одновременной перевозки до 87 литров физиологических жидкостей. Несмотря на то, что данные автомобили пользовались ограниченным спросом, завод выпускал их продолжительное время, вплоть до начала 1990-х, о чём говорит упоминание в руководствах по эксплуатации микроавтобусов такой модификации, как РАФ-22035-01.








Реанимационный автомобиль ТАМРО-РАФ






Реанимобиль РАФ-2914 (первый опытный образец)








РАФ-22031-01 «Латвия» на станции скорой помощи


В 1980-х годах финская фирма "Tamro" небольшими партиями производила реанимационные автомобили на базе микроавтобусов РАФ-2203. Оборудованные в Финляндии машины не получали отдельного индекса и обозначались лишь по названиям двух производителей — ТАМРО-РАФ[13]. Они имели яркую жёлтую окраску с люминесцирующими оранжевыми полосами, высокую стеклопластиковую крышу, позволявшую медикам работать во весь рост, полный комплект качественного и грамотно расположенного медицинского оборудования, а также самое современное оснащение. Реанимобили ТАМРО-РАФ были сосредоточены, как правило, в крупных городах Советского Союза, однако встречались и в других странах, например, в Чехословакии и в самой Финляндии. Поскольку столь востребованным машинам приходилось работать в условиях жёсткой эксплуатации, шасси реанимобилей ТАМРО-РАФ довольно быстро приходило в негодность. В таких случаях всё ценное оснащение со списываемого автомобиля устанавливалось на новый микроавтобус — таким образом значительно продлевался срок службы качественного и дорогого оборудования. Кроме того, в середине 1980-х фирма поставила в СССР партию патологоанатомических автомобилей, которые работали наряду с машинами скорой помощи РАФ-22031. Как правило, они имели кузов-фургон со стандартной крышей, окрашенный в те же цвета, что и реанимобили (отличие схемы окраски заключалось в двух вертикальных полосах, непрерывно тянущихся от капота к задней двери), но некоторые машины отличались фирменной высокой крышей и сине-белой окраской кузова. В изолированной холодильной камере располагались четыре специальных пластиковых корыта, а в кабине — средства обеспечения инфекционной безопасности персонала.


Несмотря на высокую эффективность советско-финского сотрудничества в области создания специальных медицинских автомобилей, оно было свёрнуто к концу 1980-х из-за дороговизны проекта. К примеру, стоимость одного реанимобиля, собранного в Финляндии, достигала 40 000 долларов, и СССР больше не был готов закупать столь дорогостоящие машины в больших количествах.













Машина скорой помощи РАФ-2915-02 «Латвия»






К 1989 году специалисты завода разработали относительно недорогой отечественный аналог реанимобилей финского производства — РАФ-2914[14]. Новая модель имела высокую стеклопластиковую крышу с характерными угловатыми вставками по краям для установки проблесковых маячков и полный комплект необходимого для реанимации медицинского оборудования. Благодаря полному циклу сборки на территории СССР и широкой унификации с базовыми машинами скорой медицинской помощи, автомобили данной модификации обходились государственному бюджету заметно дешевле реанимационных автомобилей фирмы «Tamro», однако их качество и оснащённость были значительно хуже. Серийные реанимобили, получившие обозначение РАФ-2914-01, выпускались в течение пяти лет приблизительно по 200 машин ежегодно.


После распада Советского Союза действовавшие прежде стандарты окраски специальных автомобилей утратили свою силу, поэтому поздние машины скорой помощи РАФ-22031-01 окрашивались заводом в свободном стиле. Как правило, на полностью белый или — реже — жёлтый кузов наносилось несколько красных крестов[15]. Позднее были установлены новые упрощённые стандарты окраски, предполагавшие возможность как бело-красного, так и жёлто-красного варианта расцветки кузова.


Приблизительно в 1992—1993 годах была пересмотрена планировка салона линейных машин скорой помощи: одно из раскладных сидений переместилось на левый борт, а всё медицинское оборудование стало располагаться у салонной перегородки. В это же время автомобили лишились подсвечиваемых знаков скорой медицинской помощи на крыше и изображений красного креста на стёклах, а обивка салона многих машин стала тёмно-красной. Чуть позднее автомобили РАФ-2915-02 (такое обозначение получили серийные машины скорой помощи на базе микроавтобуса РАФ-22038-02)[16] обзавелись двумя проблесковыми маячками вместо одного на традиционной подставке, а салон стал постепенно заимствоваться у снятых с производства реанимобилей РАФ-2914-01.


В 1995 году появился вариант кареты скорой помощи с увеличенной стеклопластиковой крышей. Опытные образцы такой машины получили индекс РАФ-2915-02М, а в серию модель пошла под обозначением РАФ-2927. Вопреки распространённому мнению, именно она стала последней модификацией, разработанной специалистами завода.


Несмотря на ряд достоинств, машины скорой помощи РАФ имели и серьёзные недостатки: учитывая относительную просторность салона, работать в автомобилях массового выпуска без увеличенной крыши было неудобно. Например, на потолке штатно устанавливалась перекладина для крепления капельницы, но зачастую высоты салона не хватало даже для того, чтобы провести пациенту внутривенную капельную инфузию, и медикам приходилось держать бутылку с раствором на вытянутой руке. Кроме того, из-за обилия оборудования кареты скорой помощи примерно на 300 кг (реанимобили — почти на тонну) превышали массу базовой модели, что вызывало частые выходы подвески из строя. Однако перегруженность машин имела и обратную сторону: РАФы скорой помощи были особенно мягкими и плавными на ходу, что очень немаловажно при транспортировке больных.


Всего с 1977 по 1997 год Рижской автобусной фабрикой было выпущено около 113 000 медицинских автомобилей всех модификаций - не менее 30% от всех автомобилей РАФ, выпущенных в этот период[источник не указан 183 дня]. По приблизительным подсчётам специалистов завода, в общей сложности это помогло спасти более двух миллиардов жизней.



Маршрутное такси |


Одной из основных областей применения РАФ-2203 было маршрутное такси. В процессе подготовки новой модели к серийному производству завод разработал для этой цели специальную модификацию РАФ-22032. Автомобиль отличался дефорсированным двигателем ЗМЗ-2401, работающим на бензине марки А-76, круговой планировкой салона с сиденьями упрощённой конструкции, наличием билетной кассы и логотипами, указывающими на принадлежность машин к классу таксомоторов. Эти автомобили не выпускались серийно и существовали только в виде нескольких опытных образцов, поэтому массово работать в маршрутном такси стали базовые микроавтобусы со стандартным поперечным расположением сидений в салоне.




Микроавтобус РАФ-2203 «Латвия» в маршрутном такси




Типичная маршрутная табличка на РАФ-2203


Ещё ранее была разработана одна из самых необычных моделей завода, предназначенная для работы на маршрутах — переднеприводный короткобазный электромобиль РАФ-2204[17]. Его главное визуальное отличие от базовой модели микроавтобуса — значительно укороченный кузов и круговая планировка 11-местного салона с пластиковыми анатомическими сиденьями. В пространстве между передними местами и пассажирским салоном располагались автобусная билетная касса и аккумуляторы, питавшие двигатель постоянного тока мощностью 21 кВт. В связи с тем, что кузов лишился боковой двери для входа в салон, её функции выполняла задняя двустворчатая прислонно-раздвижная, управляемая дистанционно с места водителя. Столь необычная и перспективная модель автомобиля маршрутного такси была выпущена в 1974 году всего в двух экземплярах, поскольку в результате проведённых эксплуатационных испытаний было выявлено множество её недостатков: малый запас хода (30—40 км), необходимость принудительного охлаждения аккумуляторов, трудоёмкость их подготовки и зарядки, а также многие другие эксплуатационные проблемы. Позднее эти замечания были учтены в дальнейшем при проектировании электромобилей РАФ-2207, РАФ-2910, РАФ-2210, РАФ-2802 и РАФ-2803, некоторые из которых также проходили опытную эксплуатацию в маршрутном такси.


Маршрутные микроавтобусы РАФ были особенно популярны в 1990-х годах, поэтому инженеры Рижской автобусной фабрики разработали специальную модель для этих целей — РАФ-22039. Она отличалась увеличенной стеклопластиковой крышей и хорошо оборудованным 13-местным салоном с круговой планировкой сидений. Однако в силу крайне неблагоприятной ситуации на заводе данная модификация оставалась лишь мелкосерийной и не получила широкого распространения.


После выхода завода из строя латвийские машины стали постепенно заменяться «Газелями», «Бычками» и другими микроавтобусами. В начале 2000-х микроавтобусы РАФ массово выводились из эксплуатации в связи с моральным и техническим устареванием. В некоторых городах их использование в маршрутном такси даже стало запрещаться законодательно. Тем не менее, в отдельных регионах (Абхазии, Южной Осетии, Армении, Грузии, Азербайджане, Туркмении, на Кубе и в других областях) РАФы, работающие на маршрутах, и по сей день не менее популярны, чем «Газель» и другие современные микроавтобусы.



Олимпиада-80 |


Микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия» стали официальным транспортом Игр XXII Олимпиады. Как только новые автомобили были освоены в серийном производстве, Рижская автобусная фабрика получила объёмный заказ на создание специальных «олимпийских» модификаций. В итоге с лета 1979 по январь 1980 года в рижском цехе малых серий была изготовлена крупная партия автомобилей РАФ восьми различных моделей[18].




"Олимпийский" пикап-веловоз РАФ-2909


Самыми многочисленнымм из них стали цельнометаллические пикапы РАФ-2909 с двойной кабиной и грузовой платформой с доступом через внутреннюю двустворчатую дверь, предназначенные для технической поддержки велогонок. В кузове располагались запчасти и инструменты для ремонта, а на специальных кронштейнах в задней части машины могло перевозиться до четырёх запасных велосипедов. Таких автомобилей было выпущено 90 штук. Ещё два экземпляра были опытными, причём самый первый обладал однорядной двухместной кабиной.


Вторыми по распространённости на Олимпиаде стали микроавтобусы РАФ-2203, предназначенные для перевозки прицепов с парусными или гребными судами. От серийных машин они отличались доработанной системой охлаждения двигателя и усиленным сцеплением, а также интегрированным в конструкцию кузова буксирным устройством, электровыводами на прицеп и знаком автопоезда. Заводом было выпущено 55 таких автомобилей, а различные "лодочные" прицепы моделей 8913, 8914 и 8915 были разработаны и изготовлены промышленной партией в ГКБ по прицепам в городе Балашов.


Медицинское освидетельствование спортсменов и контроль их подготовки к соревнованиям осуществляли специальные передвижные лаборатории РАФ-2913, в салоне которых находились два места для медработников и комплект различного оборудования: от тестирующей медицинской аппаратуры до мини-телевизора с видеомагнитофоном.


Также фабрика изготовила 15 автомобилей РАФ-2908 для работников Оргкомитета и представителей международных спортивных федераций. Машины оснащались комфортабельным пятиместным салоном с двумя столами, пишущей машинкой "Эврика", радиостанцией "Алтай", цветным телевизором и холодильником ХАТЭ-12. Внешне они отличались специальной окраской и надписями «Оргкомитет».


Оперативное судейство на дистанциях марафонского забега и спортивной ходьбы обеспечивали шесть электрических РАФ-2910. В салоне автомобилей располагались два стола с вращающимися сиденьями, на одном из которых находились магнитофон и секундомеры. Особенностью данной модели стала левая пассажирская дверь, установленная для удобства работы судей. Судейские машины на электрической тяге развивали скорость до 30 км/ч, с которой могли проехать около 100 км. Когда заряд батарей заканчивался, производилась их замена через специальный люк в задней части машины. Позднее, после проведения Олимпиады, силами ашхабадского ВНИИТ два электромобиля РАФ-2910 были в опытном порядке оборудованы большими солнечными батареями.


Непосредственное проведение спортивных состязаний обеспечивали судейские микроавтобусы РАФ-2911, главной особенностью которых стали задние раздвижные двустворчатые двери. Кроме того, на крышу данных машин могло устанавливаться поворотное электронное табло, наглядно демонстрирующее результаты соревнований. Пульт управления табло находился на главном рабочем столе в салоне машины. Под крышкой стола монтировался блок автоматики и два ящика с аккумуляторами для питания информационной аппаратуры во время стоянки автомобиля.




Автомобиль эскорта олимпийского огня РАФ-2907


Для перевозки спортсменов и гостей столицы по Олимпийской Деревне Москвы были разработаны седельные тягачи РАФ-3407, предназначенные для буксировки пассажирских вагончиков: промежуточного РАФ-9225 и замыкающего РАФ-9226[19]. Все секции автопоезда соединялись между собой опорно-сцепным устройством. В каждом полуприцепе устанавливалось по пять рядов жёстких пластмассовых четырёхместных сидений, причём первый ряд располагался против движения. Автопоезда оборудовались громкоговорителем для объявления остановок, а пассажир с любого ряда сидений мог подать сигнал водителю и выйти в любом удобном ему месте.


Но наиболее важной моделью завода, изготовленной для «Олимпиады-80», стал микроавтобус РАФ-2907, предназначенный для сопровождения и обеспечения сохранности олимпийского огня на пути из Греции в Москву. Так как этим машинам приходилось постоянно двигаться со скоростью бегуна, систему охлаждения пришлось доработать: были установлены радиаторы увеличенного объёма и дополнительные электрические вентиляторы системы охлаждения двигателя. В задней части микроавтобусов располагался изолированный отсек для хранения шести олимпийских факелов: три лампы горели постоянно, ещё три находились в резерве. Доступ к факелам осуществлялся как из салона, так и через заднюю дверь. В факельном отсеке помимо газовых баллонов, питающих запасной огонь, имелись средства пожаротушения и принудительная вентиляция. В хорошо оборудованном салоне микроавтобуса со всеми удобствами работали два водителя и наблюдатель за огнём. В их распоряжении были два небольших дивана, стол с поворотным креслом, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер.


Всего Рижской автобусной фабрикой было изготовлено 235 специальных автомобилей для проведения спортивных состязаний 1980 года. Кроме того, соревнования обслуживали многочисленные пассажирские микроавтобусы РАФ-2203, часть из которых отличалась специальной бело-синей окраской с символикой Олимпийских игр на бортах и капотах, а также машины скорой медицинской помощи РАФ-22031. Столь активное участие микроавтобусов нового поколения в проведении «Олимпиады-80» сыграло огромную роль в повышении престижа латвийской марки и с самой лучшей стороны зарекомендовало потребителям модель РАФ-2203.



Другие области |


Микроавтобусы РАФ-2203 были очень востребованы в самых различных областях: в качестве различных лабораторий, передвижных телевизионных станций, автомобилей ралли-сервиса, коммунальных машин, служебного транспорта государственных учреждений и т. д.




Микроавтобус РАФ-2203 (реплика автомобиля ГАИ)




Микроавтобус РАФ-22038-02, переоборудованный в АШ


Ещё до запуска модели в серию были разработаны специализированные микроавтобусы ГАИ РАФ-22033 и пожарные штабные автомобили РАФ-22034. Однако новый завод в Елгаве оказался неспособен наладить даже мелкосерийное производство этих моделей: все мощности фабрики были направлены на сборку гораздо более востребованных машин скорой медицинской помощи и служебного транспорта. По этой причине свои потребности в специализированных микроавтобусах милицейским и пожарным частям приходилось удовлетворять путём переоборудования серийных автомобилей. Причём микроавтобусы, оборудованные для нужд милиции, зачастую сохраняли свою прежнюю окраску. Позднее, в середине 1990-х, завод выпустил партию специальных патрульных фургонов РАФ-2925. В их салоне располагались места для трёх полицейских, два отсека для 4 задержанных и место для собаки у задней двери. Большинство автомобилей данной модификации работало в Прибалтике и на Украине.


В конце 1970-х годов для работы в секретном подземном городе Москвы («Метро-2») были созданы специальные электромобили на базе микроавтобусов РАФ-2203. Их главными особенностями стали суженный кузов (шасси при этом оставалось стандартным) и сдвижная боковая дверь, необходимая для работы машин в тесных туннелях. Задняя дверь автомобилей была разделена на две части: верхняя вела в салон, а нижняя — к аккумуляторам.




Грузовик РАФ-3311 аварийной газовой службы




Телевизионный комплекс РАФ-331121 "Tauras"


Также завод изначально предполагал производство модификации РАФ-22036, которая совмещала в себе функции патрульной и санитарной машины. Автомобиль предназначался для проверки водителей на предмет алкогольного и наркотического опьянения, а также немедленного выезда на место ДТП и оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим. В серию такая модель не пошла, тем не менее, в 1980-х работниками ГАИ для аналогичных целей иногда использовались серийные машины скорой помощи РАФ-22031 и РАФ-22031-01 с соответствующими обозначениями. В этих автомобилях было полностью сохранено всё медицинское оборудование, но дополнительно устанавливались радиостанции ГАИ, устройства для надзора за движением транспортных средств и другое спецоборудование, а в состав экипажа обязательно входили врачи гражданских больниц или поликлиник, прошедшие специальный курс обучения.[20]


В начале 1980-х в Управлении ГАИ Мосгорисполкома на базе микроавтобусов РАФ-2203 были созданы передвижные лаборатории различного назначения[21]. Окрас автомобилей был специфическим: тёмно-синий цвет кузова, белая крыша и ломаные полосы светлых оттенков по бортам: на белую полосу наносилась поясняющая надпись, а на жёлтой был изображён герб СССР. Машины оборудовались мощными СГУ, прожекторами, противотуманными фарами и нештатными пластиковыми бамперами. Наиболее распространёнными среди них стали лаборатории для контроля технического состояния автомобилей. Они оснащались газоанализатором, дымомером, прибором для регулировки света фар, люфтомером и прочими измерительными инструментами. Изначально было изготовлено 4 таких автомобиля, но в дальнейшем выпуск был увеличен до 33-х экземпляров. Кроме того, в Управлении было укомплектовано несколько машин для наркологического контроля водителей, а ещё несколько автомобилей оснащались опытной системой телеавтоматического регулирования транспорта ("СТАРТ").[22]


Микроавтобусы РАФ-2203 ограниченно использовались и в Советской армии. В 1980-х годах было оборудовано несколько станций ЗАС защитного окраса с матовыми боковыми стёклами и множеством раскладных антенн спецоборудования на крыше. Кроме того, несколько серо-зелёных автомобилей РАФ-2203 с соответствующими обозначениями работали в ГСВГ, а в некоторых подразделениях Советских Вооруженных Сил микроавтобусы в базовом исполнении служили для ближней доставки личного состава или экипажей авиации. Латвийские микроавтобусы и автомобили скорой медицинской помощи продолжают успешно работать в вооружённых силах некоторых стран СНГ и сегодня.



Конструкция |








Рабочее место водителя РАФ-2203.






Салон базового микроавтобуса РАФ-2203.






РАФ-2203 — микроавтобус вагонной компоновки. Кузов цельнометаллический, выполнен по силовой схеме с несущим основанием, включающим в себя сваренные друг с другом лонжеронную раму, колёсные арки и щит передней части. Салон состоит из двух отделений: в переднем на кожухах передних колёс расположены места водителя и переднего пассажира, в заднем — десять пассажирских сидений с доступом через распашную боковую дверь по правому борту. Первый ряд сидений — трёхместный, второй состоит из двух сидений, стоящих по левому борту, и одного — по правому, с проходом между ними к заднему ряду из четырёх сидений. За ним находится багажное пространство и место для запасного колеса, доступ к которым обеспечивает задняя подъёмная дверь. Сиденья — индивидуальные, анатомические, травмобезопасной конструкции, с мягкими подушками и спинками, заполненными латексом и обтянутыми кожзаменителем. Водительское и переднее пассажирское сиденья оборудованы ремнями безопасности, имеют регулировки по вылету и наклону спинки. Стёкла безопасные, закалённые, лобовое — трёхслойное, типа «триплекс». Дверные замки имеют блокировку против самопроизвольного открывания при деформации проёмов. Вентиляция салона осуществляется через форточки (у автомобилей до 1987 года выпуска) и опускные стёкла передних дверей, а также сдвижные боковые окна пассажирского отсека. Обогрев салона обеспечивают два отопителя радиаторного типа, включённые в систему охлаждения двигателя. Пол пассажирского отделения для облегчения конструкции и упрощения ремонта выполнен из бакелитовой фанеры[23]. Двигатель и коробка передач унифицированы с «Волгой» ГАЗ-24 (позднее — с ГАЗ-24-10). Мотор находится в салоне между передними сиденьями и приводит в действие задние колёса. Сцепление — однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом выключения. Карданная передача — двухвальная, с промежуточной опорой. Мосты заимствованы у ГАЗ-24. Рулевое управление оригинальное, без усилителя, с применением деталей ГАЗ-21 и ГАЗ-24. Передняя подвеска независимая, пружинная, на поперечных рычагах. Амортизаторы гидравлические, телескопические, с усиленными пружинами. Задняя подвеска зависимая, на полуэллиптических продольных рессорах. Колёса заимствованы у ГАЗ-21. Шины — производства Ярославского шинного завода специально для микроавтобусов РАФ-2203. Тормозная система двухконтурная, с тормозами барабанного типа и гидровакуумным усилителем от автомобиля «Москвич-412» на каждом контуре (позднее — с одним вакуумным усилителем). Привод ручного тормоза механический, на задние колёса, унифицирован с ГАЗ-24.



Модификации |






















































































































































































































































































































































































































































































































Индекс модели
Краткое описание
Годы выпуска


РАФ-2203 |


2203 (опытный)
Предсерийный образец базового микроавтобуса. Выпущено несколько опытных образцов.
1971—1975
22031 (опытный)
Предсерийный образец автомобиля скорой медицинской помощи. Выпущено несколько опытных образцов.
1971—1974
2203
Базовый 12-местный микроавтобус. Производился серийно.
1976—1987
22031
Автомобиль скорой медицинской помощи на базе РАФ-2203. Производился серийно.
1977—1987
220306
Экспортный вариант микроавтобуса РАФ-2203 для стран с умеренным климатом. Производился мелкосерийно.
1976—1987
220307
Экспортный вариант микроавтобуса РАФ-2203 для стран с тропическим климатом. Производился мелкосерийно.
1976—1987
220316
Экспортный вариант автомобиля скорой помощи РАФ-22031 для стран с умеренным климатом. Производился мелкосерийно.
1977—1987
220317
Экспортный вариант автомобиля скорой помощи РАФ-22031 для стран с тропическим климатом. Производился мелкосерийно.
1977—1987
22032
Микроавтобус для работы в маршрутном такси на базе РАФ-2203 с круговой планировкой салона и дефорсированным двигателем ЗМЗ-2401. Выпущено несколько опытных образцов.
1973—1976
22033
Микроавтобус ГАИ со стереофотограмметрической установкой на базе РАФ-2203. Выпущено несколько небольших партий.
1973—1977
22034
Штабной пожарный автомобиль (АШ) на базе РАФ-2203. Выпущено несколько опытных образцов.
1974—1976
22035
Автомобиль централизованной перевозки донорской крови на базе РАФ-22031. Производился небольшими партиями.
1978—1987
22036
Автомобиль на базе РАФ-22031, совмещающий функции патрульной машины ГАИ и кареты скорой помощи. Выпущено несколько опытных образцов.
1976—1977
2912
Передвижная криминалистическая лаборатория на базе РАФ-2203. Производилась небольшими партиями.
1976—1987
2203-АДЧ
Автомобиль для дежурных частей ОВД на базе РАФ-2203, укомплектованный в СКБ ОКТ. Информация о выпуске отсутствует.
1977—1984
2203Д
Микроавтобус РАФ-2203, оснащённый дизельным двигателем «Peugeot». Построено 6 опытных образцов.
1985
2204[17]
Короткобазный переднеприводный электромобиль на базе РАФ-2203 для работы в маршрутном такси. Построено 2 опытных образца.
1974
2207
Электромобиль с двигателем переменного тока на базе РАФ-2203. Выпущено 6 опытных образцов.
1976—1977
2210
Электромобиль на базе РАФ-2203. Выпущено несколько опытных образцов.
1982—1983
НАМИ-РАФ[24]
Автомобили РАФ-2203 и РАФ-22031, оборудованные в НАМИ бензоводородной системой питания двигателя. Выпущено несколько опытных образцов.
1979—1984
Квант-РАФ[24]
Микроавтобус РАФ-2203, оборудованный в НПО «Квант» водородо-воздушной системой питания двигателя. Выпущен в единственном опытном экземпляре.
1982
ТАМРО-РАФ[13]
Реанимационный автомобиль на базе РАФ-2203 с высокой стеклопластиковой крышей, собранный и укомплектованный фирмой «Tamro» (Финляндия). Производился мелкосерийно.
1979—1987
Патологоанатомический фургон на базе РАФ-2203, собранный и укомплектованный фирмой «Tamro» (Финляндия). Производился мелкими партиями.
1986—1987
Салон "люкс" на базе РАФ-2203 с высокой стеклопластиковой крышей, собранный и укомплектованный фирмой «Tamro» (Финляндия). Выпущен в единственном экземпляре.
1982


«Олимпийская» серия |


2203
Микроавтобус РАФ-2203 с буксирным устройством, предназначенный для буксировки прицепов с парусными или гребными судами. Выпущено 55 экземпляров.
1978—1980
2907
Автомобиль сопровождения олимпийского огня на базе РАФ-2203. Выпущено 5 экземпляров.
1978—1980
2908
Штабной автомобиль на базе РАФ-2203, предназначенный для работы Оргкомитета "Олимпиады-80". Выпущено 15 экземпляров.
1978—1980
2909 (опытный)
Прототип пикапа на базе РАФ-2203, предназначенного для технической поддержки велогонок. Построено 2 опытных экземпляра. Первый имел однорядную двухместную кабину, второй — двойную пятиместную.
1977, 1978
2909
Пикап с двойной кабиной на базе РАФ-2203, предназначенный для технической поддержки велогонок. Выпущено 90 экземпляров.
1979
2910
Судейский электромобиль на базе РАФ-2203 с боковыми дверьми по обоим бортам. Выпущено 6 экземпляров.
1978—1980
2910 (солнечный)
Электромобиль РАФ-2910, оборудованный силами ВНИИТ в г. Ашхабаде солнечными батареями. Построено 2 опытных экземпляра после проведения "Олимпиады-80".
1980
2911
Судейский автомобиль на базе РАФ-2203 с двустворчатой задней дверью и табло на крыше. Выпущено 20 экземпляров.
1978—1980
2913
Передвижная лаборатория на базе РАФ-2203, предназначенная для медицинского осмотра спортсменов. Выпущено 10 экземпляров.
1978—1980
3407 (опытный)
Прототип седельного тягача пассажирского автопоезда на базе РАФ-2203, предназначенного для буксировки трёх полуприцепов. Построен в единственном опытном экземпляре.
1978—1979
3407
Седельный тягач пассажирского автопоезда на базе РАФ-2203, предназначенный для буксировки двух полуприцепов. Выпущено 20 автопоездов.
1979—1980
9225
Промежуточный полуприцеп серийного пассажирского автопоезда РАФ-3407.
1979—1980
9226
Замыкающий полуприцеп серийного пассажирского автопоезда РАФ-3407.
1979—1980


РАФ-22038 |


22038[8]
Глубоко модернизированная модель пассажирского микроавтобуса РАФ-2203. Выпущено несколько десятков опытных образцов.
1981—1989
22038-01
Микроавтобус РАФ-22038, оснащённый системой непосредственного впрыска топлива. Выпущено несколько опытных образцов.

22038-03 (22037)
Микроавтобус РАФ-22038, оснащённый дизельным двигателем «Andoria». Выпущено несколько опытных образцов.

2802
Короткобазный переднеприводный электромобиль на базе РАФ-22038, предназначенный для эксплуатации на территории правительственного санаторного комплекса. Выпущено несколько образцов.
1982
2803
Электромобиль на базе РАФ-22038. Выпущено несколько опытных образцов.
1986
2915
Автомобиль скорой медицинской помощи на базе РАФ-22038. Выпущено несколько опытных образцов.
1984—1989
29151
Автомобиль скорой помощи РАФ-2915 с роторно-поршневым двигателем ВАЗ-413. Выпущено несколько опытных образцов.
1984
2914
Прототип реанимационного автомобиля с высокой крышей на базе РАФ-22038. Выпущено несколько опытных образцов.
1989
3311
Прототип бортового двухрядного пятиместного грузовика на базе РАФ-22038. Выпущен в единственном опытном экземпляре.
1992


РАФ-2203-01 |


2203-01
Переходная модель базового пассажирского микроавтобуса. Производилась серийно. Часть поздних автомобилей оборудована трансформируемым салоном "люкс" и/или одной из нескольких моделей увеличенной стеклопластиковой крыши.
1987—1994
22031-01
Автомобиль скорой медицинской помощи на базе РАФ-2203-01. Производился серийно.
1987—1994
220306-01
(2203-01-06)
Экспортный вариант микроавтобуса РАФ-2203-01 для стран с умеренным климатом. Производился мелкосерийно.
1987—1994
220307-01
(2203-01-07)
Экспортный вариант микроавтобуса РАФ-2203-01 для стран с тропическим климатом. Производился мелкосерийно.
1987—1994
220316-01
Экспортный вариант автомобиля скорой помощи РАФ-22031-01 для стран с умеренным климатом. Производился мелкосерийно.
1987—1994
220317-01
Экспортный вариант автомобиля скорой помощи РАФ-22031-01 для стран с тропическим климатом. Производился мелкосерийно.
1987—1994
22035-01
Автомобиль централизованной перевозки донорской крови на базе РАФ-22031-01. Производился небольшими партиями.
1987—1991
2203-02
Микроавтобус РАФ-2203-01, оснащённый газобалонным оборудованием (ГБО). Производился мелкосерийно.
1988—1990
ТАМРО-РАФ[13]
Реанимационный автомобиль с высокой стеклопластиковой крышей на базе РАФ-2203-01, собранный и укомплектованный фирмой «Tamro» (Финляндия). Производился мелкосерийно.
1987—1989
2914-01
Реанимационный автомобиль с высокой стеклопластиковой крышей на базе РАФ-2203-01. Производился мелкосерийно.
1989—1994
2203-21
Пассажирский микроавтобус с высокой крышей на базе РАФ-2914-01[25]. Производился мелкосерийно.
1989—1994
Передвижная лаборатория на базе РАФ-2914-01, предназначенная для анализа состояния атмосферы. Выпущено несколько экземпляров.
1989—1991
2912
Передвижная криминалистическая лаборатория на базе РАФ-2203-01. Производилась небольшими партиями.
1987—1991
2917
Жилой буксировщик прицепов с парусными или гребными судами на базе РАФ-2203-01, разработанный по заказу спортивного комитета гребного канала г. Москвы. Выпущено 5 экземпляров.
1988
2918
Передвижная лаборатория на базе РАФ-2203-01, предназначенная для медицинского осмотра спортсменов. Информация о выпуске отсутствует.

33111
Прототип бортового двухместного грузовика на базе РАФ-2203-01. Выпущен в единственном опытном экземпляре.
1990
33111-01
Бортовой двухместный грузовик грузоподъёмностью 860 кг на базе РАФ-2203-01. Производился мелкосерийно.
1991—1994

Автомобиль-дача производства фирмы «Auviga» (Литва) на шасси РАФ-33111-01. Выпущен в единственном экземпляре.
1993
Автомобиль-дача производства фирмы «Туртранс» (Белоруссия) на шасси РАФ-33111-01. Выпущен в единственном экземпляре.

Фургон для перевозки хлебобулочных изделий на шасси РАФ-33111-01. Выпущено несколько экземпляров.

3311-01
Бортовой двухрядный пятиместный грузовик грузоподъёмностью 750 кг на базе РАФ-2203-01. Производился мелкосерийно.
1992—1994
33112
Цельнометаллический фургон на базе РАФ-2203-01 с окнами и увеличенной крышей. Информация о выпуске отсутствует.

3311201, 331121, 331122
Основной автомобиль передвижного телевизионного комплекса «Tauras» на базе РАФ-2203-01 с усиленным кузовом и высокой стеклопластиковой крышей, оборудованный Шауляйским телевизионным заводом (Литва). Вспомогательным автомобилем служил оборудованный Шауляйским телевизионным заводом серийный микроавтобус РАФ-2203-01. Выпущено несколько комплексов.
1992
33113-01
Грузопассажирский пикап с двойной кабиной на базе РАФ-2203-01. Произведён крупной партией.
1992
33114
Цельнометаллический двухместный фургон на базе РАФ-2203-01. Информация о выпуске отсутствует.

33115
Цельнометаллический двухрядный пятиместный фургон на базе РАФ-2203-01. Информация о выпуске отсутствует.

33116
Фургон на шасси РАФ-33111-01. Информация о выпуске отсутствует.

33117
Длиннобазная модификация грузовика РАФ-33111-01. Информация о выпуске отсутствует.

2920
Фургон с изотермическим кузовом на шасси РАФ-33111-01. Производился мелкосерийно.
1991—1994
29201
Фургон РАФ-2920 с рефрижераторной установкой модели «Termoking-170». Информация о выпуске отсутствует.

29202
Фургон РАФ-2920 с рефрижераторной установкой модели «Termoking-175». Информация о выпуске отсутствует.

2921
Автомобиль на базе РАФ-2203-01 с двумя распашными задними дверьми, высокими окнами и стеклопластиковой крышей, предназначенный для перевозки инвалидов. Выпущен в единственном опытном экземпляре.
1992
2923
Передвижной деловой офис на базе РАФ-2203-01 с увеличенной стеклопластиковой крышей. Информация о выпуске отсутствует.

2924
Передвижной магазин на шасси РАФ-33111-01. Выпущен в единственном опытном экземпляре.
1990
3977
Основной автомобиль передвижного телевизионного комплекса «Banga» на базе РАФ-2203-01 с высокой стеклопластиковой крышей, оборудованный Шауляйским телевизионным заводом (Литва). Выпущено несколько комплексов.
1990—1991
39771
Вспомогательный автомобиль передвижного телевизионного комплекса «Banga» на базе РАФ-2203-01 с высокой стеклопластиковой крышей, оборудованный Шауляйским телевизионным заводом (Литва).
1990—1991
8150
Прицеп с генератором на базе кузова РАФ-2203-01, являющийся частью передвижного телевизионного комплекса «Banga», оборудованного Шауляйским телевизионным заводом (Литва).
1990—1991
3978
Передвижная лаборатория на базе РАФ-2203-01, предназначенная для контроля качества пищевых продуктов. Информация о выпуске отсутствует.
1990—1991
2203-DC
Грузопассажирский пикап с двойной кабиной и откидывающимся задним бортом на базе РАФ-2203-01, разработанный фирмой «Сервис-РАФ» (Литва). Информация о выпуске отсутствует.

2203-HRT
Микроавтобус РАФ-2203-01 с высокой стеклопластиковой крышей, разработанный фирмой «Сервис-РАФ» (Литва). Информация о выпуске отсутствует.

2203-SR
Микроавтобус РАФ-2203-01 с увеличенной стеклопластиковой крышей, изменённым экстерьером, салоном «люкс» и опциональной установкой дизельного двигателя «Andoria», разработанный фирмой «Сервис-РАФ» (Литва). Информация о выпуске отсутствует.

Labbe-РАФ
Инкассаторский бронированный автомобиль на базе РАФ-2203-01, произведённый фирмой «Labbe» (Франция) по заказу Госбанка СССР. Выпущено 62 экземпляра.
1987—1989


РАФ-22038-02 |


22038-02
Базовый частично модернизированный пассажирский микроавтобус. Производился серийно. Часть автомобилей оборудована трансформируемым салоном "люкс" и/или одной из нескольких моделей увеличенной стеклопластиковой крыши.
1994—1997
2915-02[16]
Автомобиль скорой медицинской помощи на базе РАФ-22038-02. Производился серийно.
1994—1997
2914-02
Реанимационный автомобиль с высокой крышей на базе РАФ-22038-02. Информация о выпуске отсутствует.

33111
Бортовой двухместный грузовик грузоподъёмностью 860 кг на базе РАФ-22038-02. Производился мелкосерийно.
1994—1996
3311
Бортовой двухрядный пятиместный грузовик грузоподъёмностью 750 кг на базе РАФ-22038-02. Производился мелкосерийно.
1994—1996
2916-02
Микроавтобус на базе РАФ-22038-02, предназначенный для технической поддержки велогонок. Информация о выпуске отсутствует.

2925
Патрульный автомобиль на базе РАФ-22038-02 с отсеком для 4 задержанных и местом для собаки. Произведён крупной партией.
1994
22039
Микроавтобус для работы в маршрутном такси на базе РАФ-22038-02 с увеличенной стеклопластиковой крышей и 13-местным салоном. Производился мелкосерийно.
1995
2915-02М
Прототип автомобиля скорой медицинской помощи РАФ-2915-02 с увеличенной стеклопластиковой крышей. Выпущено несколько опытных образцов.
1995
2926[26]
Патологоанатомический фургон на базе РАФ-3311, разработанный по заказу Министерства здравоохранения г. Москвы. Выпущен 21 экземпляр.
1996
2927
Автомобиль скорой медицинской помощи РАФ-2915-02 с увеличенной стеклопластиковой крышей. Производился мелкосерийно.
1996—1997


Оценка модели |



Достоинства |


Микроавтобус РАФ-2203 обладал просторным хорошо освещённым салоном с индивидуальными анатомическими сиденьями и отапливаемым пассажирским отсеком, что задавало относительно высокий уровень комфорта пассажиров и имело первостепенное значение при использовании микроавтобуса в качестве автомобиля скорой медицинской помощи. Сравнительно неплохая эргономика рабочего места водителя и ходовые качества на уровне легковых автомобилей делали возможными длительные поездки на микроавтобусе. Широкая унификация запчастей с другими автомобилями и удобное расположение практически всех основных элементов двигателя и подвески создавали благоприятные условия для простого и быстрого ремонта. Вагонная компоновка делала микроавтобус очень манёвренным. За счёт применения шасси автомобиля «Волга» микроавтобус имел очень мягкий плавный ход. Кроме того, РАФ-2203 (особенно раннего выпуска) обладал очень эстетичным внешним видом, а его силуэт стал своеобразным символом 1980-х.



Недостатки |


Двигатель, размещённый над передним мостом, создавал плохую развесовку (свыше 55% массы приходилось на переднюю ось), что вело к повышенному износу деталей передней подвески и плохой управляемости незагруженного микроавтобуса на скользкой дороге. Узкая колея вкупе с мягкой подвеской способствовали значительным кренам кузова и даже опрокидыванию микроавтобуса при резких манёврах. Кузов отличался низким качеством сварных швов и покраски, а также недостаточной жёсткостью и плохими антикоррозийными свойствами. Пол салона микроавтобуса выполнен из фанеры, что также усугубляло проблемы эксплуатации. Значительные проблемы были с качеством агрегатной базы от автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Из-за особенностей расположения рычага КПП переключение передач было неудобным. В силу использования вагонной компоновки микроавтобусы РАФ-2203 были крайне небезопасными.



В игровой и сувенирной индустрии |


  • Масштабная модель микроавтобуса РАФ-2203 (А18) выпускалась на заводе «Радон» (г. Маркс) с 1977 по 1987 год. С 1987 года модель выпускается без номера.


  • Масштабная модель автомобиля скорой помощи РАФ-22031 (А27) выпускалась на заводе «Радон» с 1977 по 1987 год (первое время по ошибке ей присваивался номер А26, который принадлежал модели ГАЗ-24). С 1987 года модель выпускается без номера.

  • Масштабная модель микроавтобуса РАФ-2907 (А21) в вариантах «Судейский» и «Эскорт олимпийского огня» была выпущена на заводе «Радон» мелкой серией в 1980 году.


  • Игрушки в виде микроавтобусов РАФ-2203, реагирующие на звук, производились в «НПО автоматики». Они выпускались в виде кареты скорой помощи, штабного пожарного автомобиля или патрульной машины ГАИ и имели активные стоп-сигналы, проблесковые маячки и звуки сирены.

  • Игрушки в виде автомобилей скорой помощи РАФ-22031 производились в ПО «Октябрь» (Украина).

  • Масштабная модель жёлто-белого микроавтобуса РАФ-2203 появилась 2 февраля 2010 года в рамках журнальной серии «Автолегенды СССР» под номером 26. Тираж — 150 000 экземпляров.

  • Масштабная модель бело-синего микроавтобуса РАФ-22038 появилась 6 декабря 2011 года в рамках журнальной серии «Автолегенды СССР» под номером 74. Тираж — 120 000 экземпляров.

  • Масштабная модель зелёно-белого микроавтобуса РАФ-2203 появилась 26 января 2011 года в рамках польской журнальной серии «Kultowe Auta PRL-u» под номером 63. Тираж не заявлен.

  • Масштабная модель пожарного штабного автомобиля РАФ-22034 появилась 28 января 2012 года в рамках журнальной серии «Автомобиль на службе» под номером 12. Тираж — 175 000 экземпляров.

  • Масштабная модель микроавтобуса РАФ-2203, оборудованного для нужд ГАИ, появилась 28 июля 2012 года в рамках журнальной серии «Автомобиль на службе» под номером 25. Тираж — 80 000 экземпляров.

  • Масштабная модель микроавтобуса сопровождения олимпийского огня РАФ-2907 появилась 17 ноября 2012 года в рамках журнальной серии «Автомобиль на службе» под номером 33. Тираж — 80 000 экземпляров.

  • Масштабная модель инкассаторского автомобиля Labbe-РАФ появилась 6 апреля 2013 года в рамках журнальной серии «Автомобиль на службе» под номером 43. Тираж — 80 000 экземпляров.

  • Масштабная модель реанимобиля ТАМРО-РАФ появилась 24 августа 2013 года в рамках журнальной серии «Автомобиль на службе» под номером 53. Тираж — 80 000 экземпляров.

  • Масштабная модель микроавтобуса РАФ-22038-02 государственной полиции Латвии появилась 28 октября 2014 года в рамках журнальной серии «Полицейские машины мира» под номером 44. Тираж — 21 200 экземпляров.

  • Масштабная модель автомобиля скорой медицинской помощи РАФ-22031 появилась 22 февраля 2014 года в рамках журнальной серии «Автомобиль на службе» под номером 61. Тираж — 80 000 экземпляров.

  • Декоративная модель микроавтобуса РАФ-2203 присутствует в компьютерных играх «Half-Life 2» и «Counter-Strike: Source».

  • Декоративная модель автомобиля скорой помощи РАФ-22031 присутствует в компьютерной игре «Dusk 12»

  • Декоративная модель реанимобиля ТАМРО-РАФ присутствует в компьютерной игре «This War of Mine».

  • Условная модель бортового грузовика РАФ-33111-01 присутствует в ранних сборках компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost».

  • Модели различных модификаций РАФ-2203 были созданы в виде дополнений для «Grand Theft Auto», «OMSI», «City Car Driving», «Operation Flashpoint: Cold War Crisis» и других компьютерных игр и симуляторов.



Примечания |





  1. В большинстве источников приводится искажённый вариант фамилии руководителя первой группы инженеров, проектировавших новую модель микроавтобуса — Мейзис. В действительности его фамилия Миезис.


  2. В большинстве источников указывается, что руководителем второй группы инженеров, проектировавших новую модель микроавтобуса, являлся Артур Эйсерт. В действительности он был художником, нарисовавшим кузов будущего прототипа, а руководил группой А. Бергс.


  3. Вопреки распространённому мнению, прототип РАФ-982-I не получал имени "Cyclone". Хромированная надпись от одноимённого автомобиля Mercury на боковине кузова была применена для маскировки, так как автомобиль считался секретным.


  4. С 1960-х годов Рижская автобусная фабрика стала основным предприятием в СССР, поставляющим стране автомобили скорой медицинской помощи, поэтому новая модель заведомо должна была соответствовать требованиям медиков.


  5. Штатные круглые зеркала микроавтобусов РАФ-2203 оказались неудобными в повседневной эксплуатации, поэтому в большинстве случаев заменялись более удачными аналогами от других советских автомобилей.


  6. Фонарь заднего хода у микроавтобусов РАФ-2203 располагался под козырьком подсветки заднего номера.


  7. Вопреки широко распространённой информации, первый образец глубоко модернизированной модели РАФ-22038 появился не в 1984-ом, а в 1981 году, и внешне был близок к будущему серийному РАФ-2203-01.


  8. 12 Конструкция РАФ-22038 как опытной перспективной модели, определяющей направление дальнейшей деятельности завода, постоянно менялась и модернизировалась, поэтому точного списка всех заложенных в ней улучшений не существует. Например, у первых и последних экземпляров РАФ-22038 и его модификаций отсутствовали форточки боковых окон, а обновлённая облицовка появилась на них уже после появления модели как таковой.


  9. Принято считать, что все микроавтобусы с пластиковой облицовкой относятся к серии РАФ-22038 или РАФ-22038-02, однако новый индекс получили лишь машины, серийно выпускавшиеся приблизительно с середины 1994 года и отличавшиеся помимо облицовки, высокой панели приборов и новой рулевой колонки улучшенной тормозной системой, новым карбюратором, усовершенствованной вентиляцией салона и другими нововведениями. Автомобили более раннего выпуска продолжали относиться к серии РАФ-2203-01 несмотря на значительное сходство с РАФ-22038-02.


  10. Некоторые источники утверждают, что индекс РАФ-22038-02 принадлежал модификации с увеличенной стеклопластиковой крышей. В действительности такое обозначение носили все базовые серийные микроавтобусы, выпускавшиеся приблизительно с середины 1994 года, а экземпляры с высокой крышей обычно не имели отдельного индекса. Как исключение, некоторые экземпляры носили обозначение РАФ-2203-21, хотя никаких принципиальных отличий от РАФ-22038-02 с увеличенной крышей они не имели.


  11. Вопреки распространённому мнению, дверные ручки нового образца, появившиеся на серийных автомобилях в середине 1990-х, были выполнены не из пластика, а из немагнитного сплава.


  12. Задние двери автомобилей скорой медицинской помощи штатно комплектовались раздвижными белыми шторками.


  13. 123 Название специальных медицинских автомобилей финского производства на письме имело либо полностью русифицированную, либо полностью написанную латинскими буквами форму, поэтому встречающиеся в некоторых источниках варианты написания «Тампо» и «Tampo» являются ошибочными. Врачи, работавшие на данных автомобилях, иногда называли их женским именем Тамара ввиду его созвучия с названием фирмы «Tamro».


  14. В некоторых источниках название фирмы «Tamro» фигурирует в обозначении реанимобилей РАФ-2914. В действительности финская фирма не имела непосредственного отношения к созданию данной модели.




  15. Поздний экземпляр автомобиля скорой помощи РАФ-22031-01 «Латвия»




  16. 12 Серийные машины скорой помощи на базе РАФ-22038-02 имели индекс РАФ-2915-02. Приставки "02" не было лишь у единичных опытных медицинских автомобилей на базе модернизированного микроавтобуса РАФ-22038.


  17. 12 Электромобили РАФ-2204 часто путают с более поздней моделью РАФ-2802. Несмотря на значительное сходство, данные автомобили построены в разное время для разных целей и имеют существенные конструктивные различия.


  18. Специальные "олимпийские" автомобили РАФ показаны в коротком ознакомительном ролике «Олимпиаде-80».


  19. Вопреки распространённой информации, было выпущено не 2 «олимпийских» автопоезда, а 21. Причём первый экспериментальный образец тягача РАФ-3407 буксировал одновременно три пассажирских полуприцепа, по конструкции отличных от серийных РАФ-9225 и РАФ-9226.


  20. Подробное описание работы медицинских автомобилей РАФ в качестве передвижных медицинских пунктов ГАИ имеется в статье «О госавтоинспекции 80-х годов…».


  21. Во многих источниках указывается, что передвижные лаборатории, оборудованные в Управлении ГАИ Мосгорисполкома, имели индекс РАФ-22036. В действительности данные автомобили создавались на базе серийных пассажирских микроавтобусов РАФ-2203 и после переоборудования не получали отдельного индекса. Обозначение РАФ-22036 носили опытные патрульно-санитарные машины, выпущенные всего в нескольких экземплярах.


  22. Дополнительную информацию о передвижных лабораториях, оборудованных в Управлении ГАИ Мосгорисполкома, а также о микроавтобусах РАФ-22033 и передвижных медицинских постах на базе РАФ-22031, можно получить в короткометражном научном фильме "Наука и безопасность движения".


  23. В некоторых источниках указывается, что микроавтобусы РАФ-2203 имели фанерное днище. В действительности фанерный настил, служивший полом пассажирского салона, укладывался на металлические детали основания кузова (лонжероны, поперечины), а пол в передней части машины был полностью металлическим.


  24. 12 Во многих источниках указывается, что микроавтобусы, оборудованные экспериментальной бензоводородной системой питания в НАМИ, назывались Квант-РАФ. В действительности существовало два независимых проекта, занимавшихся проблемой применения водорода для питания двигателей микроавтобусов – НАМИ-РАФ и Квант-РАФ. Причём во втором случае кузов автомобиля был изготовлен заводом специально для этого проекта.


  25. На практике микроавтобусы РАФ-2203-21 могли оборудоваться увеличенной стеклопластиковой крышей не только от модели РАФ-2914.


  26. Во многих источниках очень распространён миф о том, что последней моделью Рижской автобусной фабрики был патологоанатомический фургон РАФ-2926. В действительности последней разработкой специалистов завода стала машина скорой помощи РАФ-2927, а конвейер был остановлен, когда на нём находился последний серийный автомобиль РАФ-2915-02, так и оставшийся недоукомплектованным.




Литература |



  • Говоруха А., Шелепенков М. РАФ. Рижская автобусная фабрика. — Смоленск: Свиток, 2006. — 96 с. — («Наши автомобили»).

  • Шелепенков М., Павленко А. РАФ-2203 «Латвия». Автомобиль-«многостаночник». От дизайна до качества. Транспорт Олимпиады-80 (рус.) // "Автолегенды СССР". — "De Agostini", 2010. — № 26. — ISSN 2071—095Х.

  • Шелепенков М., Павленко А. РАФ-22038 «Латвия». Время надежд. Выбираем директора. Исчезнувший завод (рус.) // "Автолегенды СССР". — "De Agostini", 2011. — № 74. — ISSN 2071-095X.

  • Шелепенков М., Суворов С. РАФ-2907 — сопровождение олимпийского огня (рус.) // "Автомобиль на службе". — "De Agostini", 2012. — № 33. — ISSN 2223-0440.

  • Шелепенков М. РАФ-22031 — скорая медицинская помощь (рус.) // "Автомобиль на службе". — "De Agostini", 2014. — № 61. — ISSN 2223-0440.

  • Дементьев Д., Марков Н., Петров Ю. Автобусы Х пятилетки (1976—1980). — 2013. — 120 с. — ("Автобусы пятилеток"). — ISBN 978-5-905241-04-8.

  • Дементьев Д., Марков Н., Петров Ю. Автобусы XI пятилетки (1981—1985). — 2015. — 144 с. — ("Автобусы пятилеток"). — ISBN 978-5-905241-07-9.

  • Маслов В. РАФ: решающие пять лет. (рус.) // Автомобильный транспорт. — 1992. — № 3. — С. 3—6.

  • Шелепенков М. Патологоанатом. (рус.) // "Грузовик-пресс". — 2011. — № 89. — С. 65.

  • Бутковский А. Автобус. Подвижной состав. РАФ-2203 (рус.) // "Харьков транспортный". — 2011.

  • Автомобили «Латвия» РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01. Руководство по эксплуатации. Издание первое. — Елгава, 1989. — 263 с.

  • В. А. Устинов, В. А. Золотницкий. Организация производства на заводе микроавтобусов "РАФ" им. XXV съезда КПСС // журнал "Автомобильная промышленность", № 8, 1978, стр.3-6

  • Микроавтобусы РАФ - развитие конструкции // журнал "Автомобильная промышленность", № 2, 1988. стр.7-10

  • И. С. Данилкив, В. И. Строганов, В. А. Долгов, В. И. Ерохов, В. М. Леоненков. Газобаллонный РАФ-2203-02 «Латвия» // "Автомобильная промышленность", № 1, 1993. стр.9-12

  • Ю. Гербов. РАФ: комфорт и скорость // "Моделист-конструктор", № 4, 2016. стр.23-26

  • Заводская документация.



Ссылки |








Popular posts from this blog

AnyDesk - Fatal Program Failure

How to calibrate 16:9 built-in touch-screen to a 4:3 resolution?

QoS: MAC-Priority for clients behind a repeater