Рессора
Рессо́ра (фр. ressort — пружина) — упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть (колёса, опорные катки гусеницы и т. д.), смягчая удары и толчки при прохождении по неровностям пути[1].
Содержание
1 Виды рессор
1.1 Листовая рессора
1.2 Торсионная рессора
1.3 Пружинная рессора
2 Типы рессорных подвесок автомобилей
3 Изготовление листовых рессор, материалы, крепление
4 См. также
5 Примечания
6 Ссылки
Виды рессор |
Листовая рессора |
Эллиптическая | |
Полуэллиптическая | |
3/4-эллиптическая | |
Четверть-эллиптическая | |
Поперечная |
- Эллиптическая — в плане имеет форму, близкую к эллипсу.
- 3/4-эллиптическая: имеет форму трёх четвертей эллипса.
- Полуэллиптическая — в виде полуэллипса; наиболее распространённый тип.
- Четверть-эллиптическая — конструктивно это половина полуэллиптической, один из концов которой неподвижно закреплён на шасси, а второй — консольно вывешен.
- Параболическая рессора - малолистовая рессора, созданная из небольшого количества (чаще всего двух) листов переменного сечения (в профиль), прилегающих друг к другу ровной стороной с зазором через проставку.[2]
Торсионная рессора |
Основным рабочим элементом торсионной рессоры является торсион — упругий стержень, работающий на скручивание. Торсионные рессоры применяются, в основном, для подвесок бронемашин.
Пружинная рессора |
В пружинной рессоре в качестве рабочего упругого элемента используется пружина. Могут использоваться цилиндрические, конические, параболоидные или тарельчатые пружины.
Типы рессорных подвесок автомобилей |
- См. также: Подвеска автомобиля
- С поперечным расположением рессор (пример — обе подвески Ford T и Ford A);
- С продольным расположением рессор (пример — задняя ГАЗ-21, практически все самосвалы среднего тоннажа);
- С диагональным расположением рессор (пример — задняя «Татра» Т77, Т87).
Изготовление листовых рессор, материалы, крепление |
Рессоры обычно состоят из нескольких листов, что позволяет получить необходимый ход подвески при сохранении нагрузочной способности (нужная жёсткость рессоры определяется как частное от усилия при полном сжатии до буфера к ходу подвески). Таким образом, каждый лист изгибается отдельно. Плюсами многолистовой конструкции являются:
- увеличение демпфирования при ходе подвески, что на ранних автомобилях позволяло отказаться от амортизатора;
- меньшая толщина каждого листа уменьшает потребность в легировании стали для необходимой глубины прокаливания;
- поломка одного листа не приводит к полному отказу подвески[3].
Минусом является большая сложность и дороговизна. Поскольку амортизаторы в современном автомобиле ставят на каждое колесо, а надёжность современных деталей выше, то пункты 1 и 3 теперь мало актуальны, и в современных джипах и грузовиках мы видим малолистовые подвески.
Материалы для изготовления листовых рессор выбираются с учётом назначения автомобиля (гражданское, коммерческое, военное), климата местности, толщины листов и преемственности конструкции. Рессоры обычно изготовляют из сталей типа 60С2, 55С2, 60С2Г, 65С2ВА; для большей надёжности никельсодержащие 60С2Н2А, хром-ванадиевые типа 50ХФА, и другие. Никель и ванадий отодвигают порог хладноломкости стали, что увеличивает надёжность её в условиях зимней эксплуатации[4].
Каждый лист после придания ему формы закаливается, обычно с поверхностным охлаждением (вода), закалка самоотпуском, чтобы получить умеренную вязкость сердцевины и твёрдую износостойкую поверхность. Листы имеют разную длину, коренной (с проушинами) самый длинный. На концах листов могут устанавливаться противоскрипные шайбы (уменьшают износ). Листы соединены обычно центральным болтом и стальными скобами. Рессору чаще всего закрепляют двумя стремянками (к мосту) и через резиновые втулки в проушинах, через болты — к раме/корпусу (с одной стороны) и серёжкам (с другой)[5].
См. также |
- Рессорное подвешивание
Примечания |
↑ Ротенберг Р.В. Подвеска автомобиля. — 3-е. — Москва: Машиностроение, 1972.
↑ http://www.findpatent.ru/patent/245/2457373.html
↑ Малолистовые рессоры – универсальное изделие - Читать далее (рус.). www.tranzits.ru. Проверено 7 ноября 2018.
↑ Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. — Москва: Машиностроение, 2006.
↑ Михайловский Е.В., Серебряков К.Б., Тур Е.Я. Устройство автомобиля. — Москва: Машиностроение, 1987.
Ссылки |
ГОСТ Р 51585-2000 Рессоры листовые автомобильных транспортных средств. Общие технические условия (с Поправкой)
Для улучшения этой статьи желательно: |