Ми-4












































Ми-4
Soviet Mi-4 helicopter.JPEG
Тип
многоцелевой вертолёт
Разработчик
Флаг СССР ОКБ М. Л. Миля
Производитель
Флаг СССР САЗ
Флаг СССР Казанский авиазавод
Флаг Китайской Народной Республики Harbin

Первый полёт
3 июня 1952 года[1]
Начало эксплуатации
1953 год
Эксплуатанты
СССР (бывший)
Польша (бывший)
КНР (бывший)
КНДР
см. эксплуатанты

Годы производства
СССР: 1952 — 1968
КНР: 1963 — 1979
Единиц произведено
~ 3900 (включая Z-5)[1]
Варианты
Harbin Z-5[en]
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Ми-4 (по классификации НАТО: Hound — «Гончая») — советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в начале 1950-х годов.


Был первым военно-транспортным вертолётом вооружённых сил СССР. Имел такую же компоновку как у американского Sikorsky S-55, но превосходил его по сухой массе и грузоподъёмности более чем в два раза. Просторная грузовая кабина вмещала 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников[2]. Ми-4 стал первым советским вертолётом, оснащённый грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом.


В 1950—1970 гг. являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора[2].


Harbin Z-5, китайская лицензионная копия Ми-4.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Модификации


  • 3 Лётно-технические характеристики


  • 4 Эксплуатанты


    • 4.1 Военные


    • 4.2 Гражданские




  • 5 Катастрофы и аварии


  • 6 Боевое применение


  • 7 Сохранившиеся экземпляры


  • 8 Интересные факты


  • 9 В культуре


    • 9.1 Почтовые марки


    • 9.2 Игры


    • 9.3 Кино


    • 9.4 Памятник




  • 10 См. также


  • 11 Примечания


  • 12 Литература


  • 13 Ссылки





История |


Разработка вертолёта среднего класса Ми-4 началась в сентябре 1951 года. Разрабатывая Ми-4, ОКБ Миля преследовало цель ликвидировать отставание в разработке вертолётов среднего класса: известно, что США активно использовали вертолёты, в частности «Чикасо», в ходе войны в Корее. Несмотря на сходную компоновку с Н-19 (S-55), новый советский вертолёт существенно отличался от американского, в первую очередь — намного большими размерами и массой. Разработка была выполнена в очень короткий срок: уже в апреле 1952 года начались первые испытания вертолёта на привязи. Первый полёт на Ми-4 выполнил лётчик-испытатель В. В. Винницкий 3 июня 1952 года. В декабре того же года начался серийный выпуск вертолёта на Саратовском авиационном заводе. С 1953 года вертолёт Ми-4 также выпускался на Казанском вертолётном заводе, который являлся головным по этой теме вплоть до снятия вертолёта с производства в 1968 году.


Вертолёты Ми-4 первых серий эксплуатировались в ВВС с 1953 года. Примерно в то же время началась эксплуатация вертолётов в гражданской авиации СССР, где Ми-4 вскоре стал самым распространённым типом вертолёта наряду с Ми-1.


Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и Вооружённых Силах вплоть до массового появления Ми-8 в 70-х годах. Применялся в качестве пассажирского, транспортного, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике, на БАМе. Поставлялся на экспорт в 30 стран мира. По лицензии было произведено более 500 штук в Китае (под индексом Z-5 («Чжи-5»)).


Отдельные экземпляры Ми-4 эксплуатировались до конца 1980-х годов. Решение о списании всех находившихся в эксплуатации вертолётов Ми-4 в СССР было принято по результатам расследования катастрофы Ми-4А, произошедшей 2 февраля 1988 года в Читинской области[3].



Модификации |


СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР







































































































Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ми-4 Базовая модификация.
Ми-4A Основной транспортно-десантный вертолёт стран Варшавского Договора в 1950—1970 гг.
Ми-4АВ
Ми-4ГР
Ми-4ГФ
Ми-4КК
Ми-4КУ
Ми-4Л Шестиместная транспортная модификация.
Ми-4М Противолодочный вариант вертолёта Ми-4, поступил на вооружение в 1956 году. Впоследствии выпускались его модификации с учётом изменения в конструкции и некоторым усовершенствованием противолодочного оборудования: Ми-4АМ, Ми-4ВМ.
Ми-4МК
Ми-4МТ
Ми-4МЭ
Ми-4Н
Ми-4П Противолодочный на балоннетах.
Ми-4ПГ
Ми-4ПС
Ми-4С Сельскохозяйственный вариант, использовался и для тушения пожаров.
Ми-4СВ
Ми-4СП
Ми-4ТАРК
Ми-4У
Ми-4УМ
Ми-4ФВ
Ми-4Щ

КНРFlag of the People's Republic of China.svg КНР















Название модели Краткие характеристики, отличия.
Harbin Z-5 Китайская базовая модификация.
Сюаньфэн Китайская транспортная модификация.


Лётно-технические характеристики |




Ми-4


Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Ми-4А[2]




  • Экипаж: 3 чел.


  • Пассажиры: 16 чел.


  • Диаметр несущего винта: 21 м


  • Диаметр рулевого винта: 3,6 м


  • Длина фюзеляжа: 16,8 м


  • Высота: 4,4 м


  • Масса пустого вертолёта: 4900 кг


  • Нормальная взлётная: 6950 кг


  • Максимальная взлётная: 7600 кг


  • Максимальная грузоподъёмность: 1600 кг


  • Внутренний запас топлива: 1000+500 кг


  • Силовая установка:


    • Количество, тип, марка: 1 х АШ-82В


    • Мощность: 1 х 1700 л. с.




  • Крейсерская скорость: 140 км/ч


  • Максимальная скорость: 226 км/ч


  • Дальность полёта практическая: 465 км


  • Статический потолок: 1200 м


  • Динамический потолок: 5500 м



Эксплуатанты |


По состоянию на 2016 год, КНДР — единственная страна имеющая Ми-4 на вооружении



  • КНДРFlag of North Korea.svg КНДР — 48 Ми-4, по состоянию на 2016 год[4]


Военные |




Страны, в которых Ми-4 состоял на вооружении




  • СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР — широко использовались в вооружённых силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолётные полки, в каждом из которых имелось 60 Ми-4.[2]


  • АфганистанFlag of Afghanistan.svg Афганистан — 18 Ми-4 состояли на вооружении с 1963 по 1997 год[5]


  • АлбанияFlag of Albania.svg Албания — 22 Ми-4 (с 1957 года) и 37 Z-5 (с 1967 года); сняты с вооружения в 2005 году[5]


  • АлжирFlag of Algeria.svg Алжир


  • АнголаFlag of Angola.svg Ангола


  • БангладешFlag of Bangladesh.svg Бангладеш — Ми-4 сыграли важную роль в Войне за независимость Бангладеш


  • БолгарияFlag of Bulgaria.svg Болгария


  • Буркина-ФасоFlag of Burkina Faso.svg Буркина-Фасо — 4 Ми-4 состояли на вооружении с 1985 по 1989 год


  • КамбоджаFlag of Cambodia.svg Камбоджа


  • КамерунFlag of Cameroon.svg Камерун — 1 Ми-4


  • КНРFlag of the People's Republic of China.svg КНР — было выпущено 545 Harbin Z-5 (лицензионная копия Ми-4); использовались в сухопутной армии, военно-воздушных силах и морской авиации


  • КубаFlag of Cuba.svg Куба


  • ЧехословакияFlag of the Czech Republic.svg Чехословакия


  • ГДРFlag of East Germany.svg ГДР


  • ЕгипетFlag of Egypt.svg Египет


  • ФинляндияFlag of Finland.svg Финляндия — 3 Ми-4 состояли на вооружении с 1962 по 1979 год


  • Гвинея-БисауFlag of Guinea-Bissau.svg Гвинея-Бисау


  • ГанаFlag of Ghana.svg Гана — 1 Ми-4


  • ВенгрияFlag of Hungary.svg Венгрия


  • ИндияFlag of India.svg Индия


  • ИндонезияFlag of Indonesia.svg Индонезия


  • ИракFlag of Iraq.svg Ирак


  • ЛаосFlag of Laos.svg Лаос


  • МалиFlag of Mali.svg Мали — 4 Ми-4


  • МонголияFlag of Mongolia.svg Монголия


  • КНДРFlag of North Korea.svg КНДР


  • ПольшаFlag of Poland.svg Польша


  • РумынияFlag of Romania.svg Румыния


  • Сьерра-ЛеонеFlag of Sierra Leone.svg Сьерра-Леоне


  • СомалиFlag of Somalia.svg Сомали


  • НДР ЙеменFlag of South Yemen.svg НДР Йемен


  • СирияFlag of Syria.svg Сирия


  • СуданFlag of Sudan.svg Судан


  • ВьетнамFlag of Vietnam.svg Вьетнам


  • ЙеменFlag of Yemen.svg Йемен


  • ЮгославияFlag of Yugoslavia (1946-1992).svg Югославия — 25 Ми-4; сняты с вооружения в конце 1970-х гг



Гражданские |




  • СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР


  • КНРFlag of the People's Republic of China.svg КНР


  • ЧехословакияFlag of the Czech Republic.svg Чехословакия


  • РумынияFlag of Romania.svg Румыния


  • МонголияFlag of Mongolia.svg Монголия



Катастрофы и аварии |











































































































































































































































































































































































































































































































































Боевое применение |




  • Подавление венгерского восстания в 1956 году[2]


  • Война за независимость Бангладеш[2]


  • Гражданская война в Эфиопии[2]

  • Гражданская война в Северном Йемене (1962—1970)

  • Война Судного дня (1973)

  • Первая гражданская война в Судане

  • Война во Вьетнаме



Сохранившиеся экземпляры |













































































Интересные факты |



  • Разработка, лётные испытания и внедрение вертолёта в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок — в течение одного года[2].

  • Ми-4 стал первым серийным вертолётом, оснащённым встроенным вооружением. В подфюзеляжной гондоле была установлена подвижная стрелковая установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулемётом ТКБ-481М[1].

  • Ми-4 был первым вертолётом в СССР, использованым для краново-монтажных работ[1].

  • В 1955 году на двух Ми-4 был совершён перелёт протяжённостью более 5000 км из Москвы до полярной станции «Северный полюс-5»[2].

  • В 1956—1965 годах на Ми-4 было установлено 8 международных рекордов, в том числе подъём груза массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м[2].

  • В 1957 году на серийные Ми-4 впервые в СССР начали устанавливать вертолётный автопилот[1].

  • В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Ми-4 был награждён золотой медалью и дипломом[2].



В культуре |



Почтовые марки |




Игры |




  • Wargame: Red Dragon — на стороне ОВД, в разных вариантах КНР, КНДР, СССР, ГДР, Чехословакия, Польша.

  • Heliborne — на картах Вьетнама, с разным вооружением и отсеком для десанта.


Men of war:Vietnam — в некоторых миссиях.



  • War Thunder — В ветке исследований вертолётов СССР на V ранге.


Кино |


Вертолёты Ми-4 в художественных фильмах (в том числе, попавшие в эпизодические кадры во время съёмок)[56]:



  • «Акваланги на дне» (СССР, 1965 год)

  • «Американский полицейский» (СССР, 1994 год)

  • «Барьер неизвестности» (СССР, 1961 год)

  • «Встречи» (СССР, 1978 год)

  • «Гарантирую жизнь» (СССР, 1977 год)

  • «Голубая стрела» (СССР, 1958 год)

  • «Гранитные острова» (СССР, 1976 год)

  • «Дайте жалобную книгу» (СССР, 1965 год)

  • «Девять дней одного года» (СССР, 1961 год)

  • «Дни лётные» (СССР, 1966 год)

  • «Запасной аэродром» (СССР, 1977 год)

  • «Звёзды на крыльях» (СССР, 1955 год)

  • «Здравствуйте, дети!» (СССР, 1962 год)

  • «Если хочешь быть счастливым» (СССР, 1974 год)

  • «Идущие за горизонт» (СССР, 1972 год)

  • «Комиссия по расследованию» (СССР, 1978 год)

  • «Коротко лето в горах» (СССР, 1963 год)

  • «Льды уходят в океан» (СССР, 19 72 год)

  • «Мечте навстречу» (СССР, 1963 год)

  • «Мимино» (СССР, 1977 год)

  • «Мишель и Мишутка» (СССР, 1961 год)

  • «Небо нашего детства» (СССР, 1966 год)

  • «Нейтральные воды» (СССР, 1968 год)

  • «Однофамилец» (СССР, 1978 год)

  • «Остров Волчий» (СССР, 1969 год)

  • «От снега до снега» (СССР, 1968 год)

  • «Повесть о человеческом сердце» (СССР, 1974 год)

  • «Пограничный пёс Алый» (СССР, 1979 год)

  • «Полёт «Альфа-1»» (ГДР, 1971 год)

  • «Приказ №027» (КНДР, 1986 год)

  • «Путина» (СССР, 1971 год)

  • «Путь к причалу» (СССР, 1962 год)

  • «Пущик едет в Прагу» (СССР, Чехословакия, 1965 год)

  • «Рысь выходит на тропу» (СССР, 1982 год)

  • «Сибириада» (СССР, 1978 год)

  • «SOS над тайгой» (СССР, 1976 год)

  • «Тайна вечной ночи» (СССР, 1955 год)

  • «Товарищ песня» (СССР, 1966 год)

  • «Три часа дороги» (СССР, 1963 год)

  • «Ты и я» (СССР, 1971 год)

  • «Ущелье «Духов»» (СССР, 1991 год)

  • «Шаги по земле» (СССР, 1968 год)

  • «Экипаж» (СССР, 1979 год)

  • «Я - граница» (СССР, 1973 год)



Памятник |


  • В посёлке Эгвекинот вертолёт Ми-4 установлен в качестве памятника у здания аэропорта.[57]

  • В посёлке Глебычево вертолёт Ми-4 установлен в качестве памятника на въезде в посёлок[58][59].


См. также |



  • Sikorsky H-19

  • Sikorsky H-34



Примечания |





  1. 12345 Вертолёт Ми-4. История создания (недоступная ссылка — история). Проверено 29 сентября 2012. Архивировано 8 января 2013 года.


  2. 1234567891011 Ми-4


  3. Катастрофа Ми-4А ВС УГА на севере Читинской области


  4. The Military Balance 2016, p.266


  5. 12 «Historical Listings Архивировано 16 июля 2012 года.», World Air Forces Архивировано 16 июля 2012 года..


  6. 12 Катастрофа Ми-4 Управления Полярной авиации Главсевморпути на арх. Земля-Франца-Иосифа (борт б/н), 30 июля 1955 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и…


  7. Катастрофа Ми-4 Полярной авиации Главсевморпути в Арзамасской области (борт СССР-Н42), 22 сентября 1956 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакат…


  8. Авария Ми-4 Чукотского ОАО Полярной авиации Севморпути (борт СССР-Н67), 13 июля 1957 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Ро…


  9. Авария Ми-4 Магаданской ОАГ ГВФ в пос. Беринговский (борт СССР-31543), 03 августа 1961 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и …


  10. Авария Ми-4 Магаданской ОАГ ГВФ на Чукотке (борт СССР-31406), 09 августа 1962 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России — …


  11. Авария Ми-4 Магаданской ОАГ ГВФ в 54 км от а/п Залив Лаврентия (борт СССР-28986), 21 мая 1963 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в …


  12. Авария Ми-4 Магаданской ОАГ ГВФ в 80 км от а/п Анадырь (борт СССР-31399), 11 сентября 1963 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в ССС…


  13. Катастрофа Ми-4А Якутского УГА в районе а/д Учур (пос. Чагда) (борт СССР-19162), 19 сентября 1964 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастроф…


  14. Катастрофа Ми-4 а/к МИАТ в районе ст. Танхой, Бурятская АССР (борт МОНГОЛ-799), 27 апреля 1965 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в…


  15. Катастрофа Ми-4 Восточно-Сибирского УГА в Каларском районе Читинской области (борт СССР-31394), 09 сентября 1965 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты …


  16. Катастрофа Ми-4 Узбекского УГА в Ромитанском районе Бухарской области (борт СССР-35265), 14 декабря 1966 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиака…


  17. Катастрофа Ми-4 Магаданского УГА в районе а/п Лаврентия (борт СССР-38280), 06 января 1967 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР…


  18. Катастрофа Ми-4 Магаданского УГА в районе залива Креста (борт СССР-02316), 19 мая 1967 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и …


  19. Катастрофа Ми-4 Восточно-Сибирского УГА в н.п. Катунь (борт СССР-35291), 30 ноября 1967 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и…


  20. Катастрофа Ми-4 МУ СП и МВЛ ГА в Сергиевском районе Куйбышевской области (борт СССР-35248), 08 февраля 1968 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и ави…


  21. Катастрофа Ми-4 Северо-Кавказского УГА в районе Кропоткина (борт СССР-19142), 09 февраля 1968 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в …


  22. Катастрофа Ми-4 Северного УГА в Кольском районе Мурманской области (борт СССР-66824), 27 апреля 1968 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатаст…


  23. Катастрофа Ми-4 Дальневосточного УГА в Партизанском районе Приморского края (борт СССР-66905), 10 мая 1968 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиа…


  24. Катастрофа Ми-4 МУ СПиМВЛ ГА в Сургутском районе Тюменской области (борт СССР-38275), 06 августа 1968 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатас…


  25. Катастрофа Ми-4 Коми УГА в районе Усинска (борт СССР-36520), 25 июня 1969 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России — факт…


  26. Катастрофа Ми-4 Узбекского УГА в районе Алмалыка (борт СССР-35227), 27 июля 1969 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России…


  27. Катастрофа Ми-4П Грузинского УГА в Витебской области (борт СССР-19215), 13 ноября 1969 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и …


  28. Катастрофа Ми-4 Красноярского УГА в районе а/п Норильск (Алыкель) (борт СССР-66926), 04 июня 1970 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастроф…


  29. Катастрофа Ми-4 Грузинского УГА в районе г. Бол. Барбало (борт СССР-31426), 29 августа 1970 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СС…


  30. Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА в районе Салехарда (борт СССР-01837), 07 декабря 1971 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Ро…


  31. Катастрофа Ми-4 Красноярского УГА юго-западнее Красноярска (борт СССР-66894), 19 июля 1972 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в ССС…


  32. Катастрофа Ми-4 Коми УГА в районе Печоры (борт СССР-36531), 20 июля 1973 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России — факты…


  33. Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА в отрогах Полярного Урала (борт СССР-35243), 06 октября 1973 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СС…


  34. Катастрофа Ми-4 Узбекского УГА в районе Келифа (борт СССР-66873), 14 февраля 1976 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Росси…


  35. Катастрофа Ми-4 Западно-Сибирского УГА в районе Кемерово (борт СССР-02319), 18 ноября 1976 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в ССС…


  36. Катастрофа Ми-4 Архангельского УГА в горном районе Полярного Урала (борт СССР-14161), 12 декабря 1976 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатас…


  37. Катастрофа Ми-4А Магаданского УГА в районе Магадана (борт СССР-36578), 20 мая 1977 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Росс…


  38. Катастрофа Ми-4А Якутского УГА близ н/п Крест-Хальджай (борт СССР-35214), 01 июля 1977 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и …


  39. Авария Ми-4 Якутского УГА в районе Тикси (борт СССР-19249), 15 октября 1977 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России — фа…


  40. Катастрофа Ми-4 Архангельского УГА в н.п. Тобседа (борт СССР-14150), 30 марта 1978 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Росс…


  41. Катастрофа Ми-4 Магаданского УГА в районе Биллингса (борт СССР-03551), 07 апреля 1978 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Р…


  42. Катастрофа Ми-4 Таджикского УГА в Варзобском ущелье (борт СССР-14304), 01 июля 1978 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Рос…


  43. Катастрофа Ми-4 Туркменского УГА на Каспийском побережье Туркменской ССР (борт СССР-03598), 05 октября 1978 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и ави…


  44. Авария Ми-4 Приволжского УГА в районе Кротовки (борт СССР-02286), 17 января 1979 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России…


  45. Авария Ми-4 Магаданского УГА в районе Магадана (борт СССР-02282), 26 июня 1979 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России -…


  46. Катастрофа Ми-4 Таджикского РПО ГА в районе Сангвора (борт СССР-14259), 15 августа 1979 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и…


  47. Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА в Берёзовском районе ХМАО (борт СССР-28967), 22 сентября 1980 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в С…


  48. Катастрофа Ми-4 Казахского УГА на озере Зайсан (борт СССР-14107), 01 марта 1981 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России …


  49. Катастрофа Ми-4 Казахского УГА на полуострове Бузачи (борт СССР-29024), 13 февраля 1982 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и…


  50. Катастрофа Ми-4 Красноярского УГА в районе Туруханска (борт СССР-03589), 20 июля 1982 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Р…


  51. Ми-4ПС в Ульяновске


  52. Ми-4 в Инте


  53. Ми-4А в Белграде


  54. Ми-4 в Flugausstellung Hermeskeil


  55. Ми-4Б в Чехии


  56. Сайт авиационной истории - Авиация в кино - Миль - Ми-4.


  57. 2015-03-13 16:57:00 Tuzemetc2 Tuzemetc2 2015-03-13 16:57:00 Tuzemetc2wrote. История создания памятника вертолёту Ми-4 в аэропорту «Залив Креста». Проверено 19 марта 2017.


  58. Вертолёт-памятник Ми-4 в посёлке Глебычево.


  59. Ремонт памятника Ми-4 в посёлке Глебычево.




Литература |


  • Якубович Н. Многоликий Ми-4 (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 3. — С. 20-24. — ISSN 0130-2701.


Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Ми-4 на сайте МВЗ им. М. Л. Миля

  • Фото сохранившихся Ми-4









Popular posts from this blog

QoS: MAC-Priority for clients behind a repeater

Ивакино (Тотемский район)

Can't locate Autom4te/ChannelDefs.pm in @INC (when it definitely is there)