Железнодорожная станция
Железнодоро́жная ста́нция — основной объект железнодорожного транспорта, один из видов раздельных пунктов, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов[1], операции по приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по формированию и расформированию поездов и технические операции с поездами.
Содержание
1 Описание
2 Специализация
3 Устаревшие термины
4 Фотографии
5 Дежурный по железнодорожной станции
6 См. также
7 Примечания
Описание |
Обязательными элементами станции являются:
Путевое хозяйство — состоит из совокупности железнодорожных путей, как правило, объединённых в парки. Как парки, так и пути в парках могут иметь определённую специализацию (например, сортировочный парк, приёмо-отправочный парк и так далее). Нумерация путей осуществляется вверх и вниз от главных (по которым, как правило, осуществляется пропуск поездов без остановки) с соблюдением чётности и нечётности нумерации. Между собой пути соединяются стрелками, которые также нумеруются с одной стороны станции чётными, а с другой нечётными номерами. На пассажирских станциях пути могут быть секционированы, что позволяет принимать на путь два короткосоставных пригородных поезда с различных сторон. В этом случае к номеру пути добавляется буква, однако с точки зрения путевого развития станции данный путь всё равно рассматривается как единое целое.
Полезная длина пути ограничивается предельными столбиками и/или светофорами. Тупиковые пути имеют с одной стороны специальный тупиковый упор и используются для служебных целей и отстоя вагонов и локомотивов.
Грузовое хозяйство — предназначено для производства грузовых операций и включает в себя погрузочно-выгрузочные пути, терминалы, склады, сортировочные станции и так далее.
Системы сигнализации и централизации — предназначены для управления движением поездов посредством стрелок, светофоров. Отдельной системой является горочная автоматическая централизация (ГАЦ), которая предназначена для управления роспуском составов на сортировочных горках в сортировочных станциях.
Специализация |
Железнодорожные станции по основному назначению и характеру работы делятся на категории[2]:
Пассажирские станции предназначены для осуществления операций по обслуживанию пассажиров и организации движения пассажирских поездов, в том числе операции с багажом, билетами, почтой. Строятся обычно в крупных населенных пунктах с большим транзитным, местным или пригородным пассажирским движением.
Собственно пассажирские связаны только с обслуживанием пассажиров.
Пассажирские технические предназначены для технической обработки, переформирования, экипировки и подготовки пассажирских составов в рейс.
Грузовые станции предназначены для выполнения грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами. Строятся в крупных промышленных и административных центрах, в пунктах расположения морских и речных портов, в местах массовой погрузки и выгрузки грузов. Кроме погрузки и выгрузки, обрабатывают поступающие составы и формируют отправительские маршруты. Грузовые станции в зависимости от рода перерабатываемого груза и места расположения делятся на обычные грузовые, предназначенные для переработки разных грузов, наливные, углепогрузочные, портовые и др. К грузовым станциям общего пользования примыкают подъездные пути промышленных предприятий.
Технические станции предназначены для выполнения технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения. К техническим станциям относятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. В зависимости от выполняемых технических операций с грузовыми вагонами, составами или поездами технические железнодорожные станции подразделяются на сортировочные, участковые и предпортовые.
Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов и формирования—расформирования составов.[3]. Находятся в пунктах массового зарождения или погашения вагонопотока, в пунктах слияния или пересечения железнодорожных линий, в крупных транзитных узлах. Кроме того, на них происходит обработка транзитных поездов; пассажирские и грузовые операции выполняются в небольшом объёме, обычно они выносятся на специальные грузовые и пассажирские станции, если такие имеются в узле. На сортировочных станциях имеется несколько специализированных парков,а на самых крупных —парки объединяют в так наз.систему чётного и нечётного направления,каждое из которых обрабатывает вагонопотоки только своего направления;ПТОВ, ПТОЛ, депо, СТЦ, информационные центры (ИЦ) и пр.
Участковые станции предназначены для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей.[4] Сортировочная работа обычно небольшая и сводится в основном к расформированию – формированию местных поездов (сборных, участковых, вывозных). Расстояние между участковыми станциями обусловлено сменой локомотивов и локомотивных бригад. Так как непосредственно в пути бригада должна находиться в течение 5 часов, то станции располагаются на расстоянии 150—300 км друг от друга. На участковых станциях имеются обычно 2—3 парка, устройства для экипировки локомотивов и пункт технического обслуживания вагонов (ПТОЛ и ПТОВ), основные или оборотные депо локомотивов, часто вагонные депо, станционные технологические центры (СТЦ) и товарные конторы и пр.
Предпортовые станции служат для накопления вагонов для обслуживания морского порта. На них осуществляется работы по подборке вагонов для судовых партий, приёму, расформированию и формированию поездов.
Промежуточные станции предназначены в основном для выполнения технических операций по приёму, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов и багажа, маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам. Это самый распространенный вид станции, их устраивают на всех линиях железных дорог, располагаются обычно между участковыми станциями на расстоянии 15—20 км друг от друга.
- К промежуточным обычно относят также разъезды и обгонные пункты
- К промежуточным обычно относят также разъезды и обгонные пункты
Параллельно с вышеприведённой классификацией, станции могут быть следующих типов:
Межгосударственная передаточная станция имеет необходимое путевое развитие, технические обустройства и персонал, обеспечивающие работу по передаче транспортных средств между государствами в техническом и коммерческом отношении с выполнением видов государственного контроля. На них оформляются передаточные ведомости и формируются необходимые сообщения в ИВЦ дороги для ведения учёта передачи и номерного наличия вагонного парка.
Узловая станция — промежуточная станция, участковая станция или сортировочная станция, к которой примыкает не менее трёх железнодорожных направлений.[5] Если несколько соединяющихся на одной станции линий идут совместно до следующего узла или сортировочной станции по самостоятельным или общим путям, то такая станция называется предузловой.
Станция стыкования — раздельный пункт, соединяющий направления, электрифицированные разными родами тока. В секции контактной сети таких станций можно подавать ток любой системы с помощью переключателей.- Станции, расположенные на границах (стыках) железных дорог, называют стыковыми междудорожными, на границах отделений — стыковыми внутридорожными.
Для определения размера бюджетных расходов железнодорожной станции, в том числе по фонду заработной платы, в зависимости от объёма и сложности грузовых, пассажирских и технических операций все железнодорожные станции подразделяются на шесть классов: внеклассные и I, II, III, IV, V классов. К внеклассным относится большинство сортировочных и наиболее крупные грузовые и пассажирские станции. Участковые станции относятся в основном к I и II, грузовые и пассажирские – к I, промежуточные — к III—V классам.
Устаревшие термины |
Полустанция (простореч. полустанок) — раздельный пункт, имеющий путевое развитие и пассажирские устройства (платформы, здания), однако, не являющийся тарифным пунктом.
Телеграфный пост — раздельный пункт, имеющий путевое развитие, без пассажирских устройств.[6]
Фотографии |
Левада, Харьков.
Конечная станция Синтра, Португалия.
Электровозы разных систем тока на станции стыкования, Пенза.
Железнодорожная станция Бородино, Московская область, 1911 год.
Железнодорожная станция Царицыно в Москве.
Дежурный по железнодорожной станции |
Дежурный по станции - это сменный помощник начальника железнодорожной станции, который единолично распоряжается приёмом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями на станции, дежурный по станции имеет высокий статус командира на станции, ему предоставлены высокие права и обязанности по руководству движения поездов на станции, его приказы и распоряжения подлежат беспрекословному выполнению.
На абсолютно каждой станции обязательно имеется дежурный по станции, без него станция не могла бы полноценно функционировать, дежурный по станции является - первым лицом станции, он осуществляет её основные ветви направленности: приём, отправление и пропуск поездов, в его руках сконценрировано полное руководство станции, а также координация работников станции.
Дежурный по станции (ДСП) - это единственный высокопоставленный руководитель на станции, которому даны высокие полномочия, в процессе своего дежурства, он лично несёт высокую ответственность за подчинённых работников, а также за техническое состояние станции, лично обеспечивает безопасность движения поездов.
Дежурный по железнодорожной станции - является сменным главой станции, её высшем должностным лицом, имеющим большие права и обязанности в области руководства движением поездов.
Дежурный по станции в процессе своего дежурства является главным работником на станции, который должен контролировать все процессы на станции связанные с движением поездов, только он обладает высоким служебным статусом, который позволяет ему руководить почти всеми работниками на станции за исключением начальника железнодорожной станции, у дежурного по станции в подчинении находится : локомотивные бригады, работники путевой части, работники дистанции пути и службы автоматики, телемеханики и связи, ДСП руководит, контролирует и координирует все эти службы для того, чтобы на высоком уровне обеспечить безопасность движения поездов.
См. также |
- Дежурный по станции
- Железнодорожный вокзал
- Депо
- Единая сетевая разметка
- Остановочный пункт
Примечания |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Железнодорожные станции на Викискладе |
↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 9. Динамика атмосферы — железнодорожный узел. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт.
↑ Организация работы станций
↑ Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 401
↑ Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 481
↑ Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 475
↑ https://www.liveinternet.ru/users/traveler_in_time/post435126916/